Использование прогиба лыжи во фрирайде

Разобравшись с направлениями скольжения лыж в целине уже становится понятно как можно управляться с лыжами, но только ли сочетанием продольного и поперечного скольжения можно контролировать скорость, траекторию и всплытие? Нет. Есть и еще один технический прием и давайте его разберем.

Использование прогиба лыж вошло в арсенал лыжников любителей только с появлением карвинговых приталенных лыж. До этого, прогиб лыж был уделом профессионалов и спортсменов. Ну не так просто гнуть прямые лыжи используя только перецентровку сильно задавливая носки на входе в поворот и задники на выходе. С появлением талии на лыжах, прогиб стал доступен всем и прогнуть лыжу стало совсем просто - достаточно только поставить лыжу на кант и она сама гнется. Но, все это касается, скорее, катания по жесткому склону где лыжи есть за что зацепиться кантом и прогнуться, а во фрирайде когда со снегом взаимодействует не только кант лыжи, а вся скользящая поверхность?

Долгое время, даже после появления лыж с талией, во фрирайде загиб лыжи в повороте использовался очень ограниченно. Дело в том, что и до появления талии в лыжах и после ее появление загиб лыжи в повороте происходил в результате взаимодействия лыжи со склоном: канты цепляются носом и пяткой и лыжа гнется в свободное пространство в месте талии или за счет перегрузки носа лыжи на входе в поворот в случае прямых классических лыж. Ни то, ни другое не работает в целине. Канты не цепляются за мягкий снег, а загрузка носа приводит к неизбежному зарыванию лыж и падению. Получается, что загиб лыж классическими способами во фрирайде невозможен. Все как бы так, да не так. Загиб лыж в повороте не только возможен, но и есть, и должен быть использован для эффективного катания. В зависимости от первопричин появления его можно разделить на следующие типы:

  1. Загиб загрузкой или перегрузкой - это самый распространенный и самый, в современном понимании катания, не эффективный вариант прогиба лыж. Он пришел из классического катания. Суть в том, что раньше лыжу в целине на бок не сильно ставили, а поворачивали за счет разворота лыж при вылете из снега между поворотами. А вот для того чтобы вылететь или, как сторонники классики это любят называть, всплыть, нужно было загрузить и перегрузить задник лыж чтобы носы совсем вылезли из снега и направились "в небо". Продолжая движение с таким положением лыж лыжник вылетал над снегом и разворачивал лыжи в новый поворот. Лыжа при такой перегрузке гнулась. Что логично. Но, большая ли от того польза при том, что современные лыжи стали уметь намного больше чем старые? 
  2. Жесткостный прогиб - суть такого прогиба почти та же, что и в предыдущем случае, но суть его уже не только в том, чтобы перегружать лыжу, а в том, что сама лыжа сделана так, что ее жесткость распределена по длине лыж не равномерно и при упоре в целинный снег носок и пятка гнутся только потому, что они мягче середины и появляется радиальный загиб. Такой прогиб стал появляться первым при усовершенствовании лыж для фрирайда. 
  3. Рокерный загиб - тут, наверное, все совсем понятно, это прогиб который сразу на этапе производства лыж заложен в конструкцию. Ничего вообще делать не надо чтобы лыжа согнулась потому как она уже загнута. Даже ехать не надо. Естественно, что такой загиб это только начальный загиб и в катании воздействие на лыжу приведет к большему изгибанию которое будет зависить от жесткости. геометрии, состава лыж и состояния снега. 
  4. Загиб геометральный - этот загиб получается за счет слишком сильно выраженной геометрии лыжи: талия существенно уже носка и пятки и в целине узкая талия проваливается в снег существенно сильнее чем носок и пятка. Суть та же, что и у карвинговых лыж на подготовленной трассе, но отличие в том, что на трассе лыжа цепляется кантами на носках и пятках, а тут цепляется площадью поверхности.

А нужно ли использовать загиб лыж и как? Конечно, так же как и при катании по подготовленному склону загиб лыж нам помогает маневрировать при продольном скольжении лыж и не использовать его просто нелепо. Другой вопрос: как, где и для чего? и, главное - какой именно вариант прогиба лыж использовать? Ведь, очевидно, что и от лыж много в этом вопросе зависит. Да. Совершенно верно. Но, правильного или не правильного ответа нет. Есть оптимальные решения под конкретные задачи. То есть, под разное катание надо применять оптимальный вариант прогиба, подбирать под него лыжи и корректировать катание. 

В катании прогиб используется для уменьшения радиуса поворота при продольном скольжение. Что для всплытия в узких местах в которых требуется маневренность очень важно. Это позволяет не терять скорость при совершении коротких поворотов. Если в вашем катании преобладают места в которых необходимо закладывать очень короткие виражи то стоит выбирать лыжи которые позволяют использовать большее количество вариантов прогиба лыж. Но, увлекаться прогибом не стоит потому, что у него есть и обратная неприятная сторона. Лыжи с большим потенциалом прогиба плохо работают на скорости теряя стабильность и рыская по траектории. Всегда стоит искать баланса и золотой середины в вопросе прогиба лыж при выборе инвентаря.

И, опять, как и раньше, мы пришли к тому, что инвентарь подбирается под катание.