Мы достаточно много в разных статьях говорили о некоем способе контроля скорости с помощью траектории движения на горных лыжах. Только вот ни слова не говорили о том, как же это делается. Так вот рассказ именно о том как же контролировать скорость при катании на горных лыжах при помощи выбора и изменения траектории движения.

Все очень просто и незатейливо. Лыжи скользят. Они сами не едут и мотора у них нет. Следовательно вы движетесь потому, что на вас действуют силы, а лыжи имея низкое сопротивление трения о склон не гасят движение вызываемое действиями этих сил... (Сам понял, но с трудом). Давайте проще. Вы двигаетесь на лыжах потому что стоите на наклонной поверхности склона и на вас действует сила тяжести которая вас "гонит" вниз. (Так, как-то проще).

Значит, стоя на лыжах и "отпуская" их в скольжение мы будем двигаться с некоторым ускорением вниз по склону вдоль линии падения склона. Линия падения склона это некая воображаемая линия по направлению которой есть самый большой угол уклона склона. Если представить себе склон идеально ровным и пустить по нему шарик который покатится по линии по которой будет проходить самый сильный уклон, то эта линия и есть - линия падения склона.

Теперь, давайте сделаем небольшое теоретическое отвлечение на стереометрию. Там были такие темы когда рассекались всякие разные фигуры плоскостями. Так вот, если мы склон рассечем вдоль по линии падения склона и поперек то мы получим примерно вот такие вот картинки:

Для начала давайте вот так вот схематично изобразим склон в виде объемного тела со скошенной стороной:

Рис1. Исходное объемное тело (склон).

А теперь давайте его рассечем двумя плоскостями А и Б. Плоскость А будет рассекать его ровно по линии падения склона, а плоскость Б под углом к линии падения склона:


Рис 2. Рассечение тела плоскостью А


Рис 3. Рассечение тела плоскостью Б

На рисунках 2 и 3 красной линией обозначена линия пересечения секущей поверхности и поверхности склона. Наглядно видно, что угол который имеют эти линии к линии вертикали L1 и L2 различаются. А как известно, чем больше угол траектории движения тела к линии вертикали тем больше ускорение движения. Следовательно, если мы отпустим свое тело в движение по красной линии рисунка 2 то мы будем разгоняться намного быстрее чем при движении по красной линии рисунка 3. Отсюда вывод, что при движении поперек линии падения склона мы ускоряемся меньше чем при движении вдоль линии падения склона.

Теперь давайте привяжем это к реальной траектории возможного движения на горных лыжах:

Красная линия это траектория движения. Она такая просто потому, что ну никак нельзя ехать всегда только поперек склона. Склоны такой ширины встречается редко. Стрелочки вниз это линия падения склона. Зеленый круг это наш логотип он тут просто так для красоты.

Участок 1 это просто движение поперек склона и это то направление на котором мы не только не разгоняемся, но и гасим скорость которую набрали за время прохождения поворота.

Участок 2 это вход в поворот. Это тот момент когда ускорение начинается потому как мы запускаем лыжи вниз по склону.

Участок 3 это самый быстрый участок. Мы движемся в повороте, но наше движение направлено вниз по склону.

Участок 4 это выход из поворота. Мы еще поворачиваем, но уже начинаем замедляться потому как начинаем движение поперек склона.

Итак. Для контроля скорости нужно чередовать и контролировать протяженность этих участков в вашей траектории. Например, для медленного катания стоит увеличивать протяженность участка 4 и 1 и сокращать протяженность участков 2 и 3. А для этого нужно овладеть техникой поворотов. Но, это уже совсем другая история.