Некоторое время назад ски-тур считался развлечением для избранных, однако, с каждым годом популярность данного вида активности растет и сегодня ски-тур является логическим развитием увлечения фрирайдом. Ранее мы уже говорили о выборе инвентаря для занятий ски-туром, сейчас давайте рассмотрим вопрос выбора камуса.

Камус основная часть инвентаря для ски-тура. Если без остального ски-турного инвентаря можно обойтись, то без камуса ски-тур немыслим. Потому, можно считать, что это основная позиция в ски-турном инвентаре и к его выбору стоит относится максимально серьезно. Более того, камус вещь капризная и не дешевая и ошибаться при его выборе лучше не стоит. Давайте рассмотрим вопросы которые могут возникнуть при выборе камуса и найти на них ответы.

Материал

Камуса бывают натуральные и искусственные. Однозначного решения относительно того, что лучше нет. Натуральные меньше мокнут, что немаловажно, и более износостойкие (хотя. все зависит от изготовителя) но они дороже. Искусственные легче и при помощи пропиток можно получить достаточно высокие показатели по непромокаемости. Принципиальной разницы нет. Если у вас нет своего личного опыта и личных пристрастий или вы покупаете первый камус то стоит выбирать основываясь на других параметрах или покупать самый дешевый.

Сама шкурка бывает разной волосатости. Но, никаких определенных параметров измерения данного показателя нет. Некоторые производители внутри своих линеек камусов делают разделения от самых простых “туровых” до спортивных “рейсовых”. Если вы читаете данную статью, то вам спортивные камуса совершенно ни к чему. Выбирайте туровные и получайте удовольствие. Даже если и сцепление со снегом и будет меньше это легко компенсируется размером: больший камус лучше держит. Суть спортивных камусо в том, чтобы при минимальном размере и весе обеспечить максимальное сцепление. Но, кому из любителей фрирайдеров это надо настолько?

Размер по ширине

Многие новички, непонятно откуда, решают, что камус должен покрывать целиком поверхность скользяка. Это предположение не имеет ничего общего с реалиями жизни. Задача камуса не в закрывании скользяка, а в обеспечении сцепления лыжи со снегом и все. Ски-туристы совершают подъемы двигаясь с гружеными рюкзаками на лыжах длиной 160 и с талией 65 и им хватает сцепления. А вот фрирайдерам. вдруг, надо не меньше чем на всю лыжу длиной 190 и шириной 120. Это сколько же надо весить или куда идти чтобы нужен был такой камус? Нет не надо его на всю поверхность.

Вам надо понимать, что камус в процессе ходьбы мокнет и чем он больше тем он тяжелее. Вам надо носить на себе лишние килограммы?

Совершенно точно камус не должен закрывать кант. Все же канту нужно работать и цепляться за снег. Дальше все на ваше усмотрение. В среднем, для лыжника весом 100 кг, достаточно камуса шириной 70 мм. приклеенного в центр лыжи. Меньше не стоит, а вот больше сколько угодно, но не прикрывая кант. Длина

В данном моменте тоже есть миф о том, что камус неприменно должен быть закреплен за задник лыжи и, следовательно, камус должен быть по длине равен длине лыжи. Но, это не так. Такая растяжка камуса и фиксация дает дополнительную уверенность, что при попадании снега между камусом и лыжей камус не начнет предательски отклеиваться и создавать трудности. Но. это больше зависит не от растяжки, а от качества клея, его состояния, погоды, аккуратности приклейки камуса к лыжи. И, что характерно, даже при растяжке и фиксации камуса на задник лыжи нет ни какой гарантии того, что на длином маршруте камус не отойдет от лыжи. В итоге имеем, что растяжка на задник полезна, но не обязательна. Камус может быть только закреплен на носке лыжи и приклеен к скользяку. И всегда берите с собой или стяжки и репшнур которым вы всегда сможете закрепить отошедший от лыжи камус.

Крепежи

Крепеж обязателен только спереди. Задняя растяжка опциональна, но не лишняя. Про это написано на абзац выше.

Оригинальный или универсальный

Это совершенно не имеет никакого значения. Важно только то, чтобы камус надежно крепился и все.

Клей или силикон

Силикон появился относительно недавно и сейчас делать выводы и выносить оценки пока очень рано. Основное достоинство силикона в том, что после снятия камуса с лыжи лыжа чистая и не тормозит о снег. Клей остается на скользяке и лыжу надо чистить. Так же, силикон не пачкается и легко моется. Клей при попадании на него грязи чистится только заменой клея.

Итог.

Это и есть основные моменты выбора камусов. Других тонкостей нет. Главное понимать, что ничего сложного и страшного в ски-туре нет. Есть только свобода.

Берегите себя.