Что же, вот мы и доехали до Франции, у нас есть представление о состоянии снега, у нас есть лыжи, ботинки и желание хорошо покататься вне трасс по хорошему снегу. Ничто не должно и не может нам помешать потому, что у нас все продумано и подготовлено. Осталось только выработать конкретный план по курортам и реализовать его. Давайте разберемся как именно мы выбирали курорты и на основании чего принимали оперативные решения по катанию. Погнали.

Нам давным-давно известно, что планировать катание на конкретные дни на конкретные курорты заранее нелепая нелепость и ориентироваться надо только на текущее состояние команды, погоды и снега. Как говориться: хочешь насмешить богов - расскажи им о своих планах. Да, у нас был примерный список курортов которые нам интересны, у нас было представление о состоянии снега на курортах, но никакой четкой последовательности их посещения у нас категорически не было и не могло быть. Решать на какой курорт едем надо непосредственно утром каждого дня после изучения "горячих" короткосрочных прогнозов. 

Для прогнозирования мы, как и ранее, использовали основные источники про которые я рассказал в разделе про прогнозирование состояния снега. Повторяться не будем. Единственное, что однозначно необходимо добавлять для прогнозирования катальной погоды на катальный день - динамический прогноз облачности. Это такой прогноз который не только показывает какая будет облачность по часам, но и дает представление о том как будут двигаться фронта (облака). Это очень полезная штука при прогнозировании видимости, а она в нашем деле очень и очень важна. 

Мы в поездке пользовались приложением Snow Reports Я не знаю лучше оно других или нет и есть ли аналоги, но оно нас не подвело и отработало на все 100% 

В итоге, по катальным дням у нас распределилось все следующим образом: 

1 день. Лез-Арк

Первый день всегда на любой каталке носит совершенно технический характер. в этот день надо раскататься и размяться, вспомнить как едут лыжи, проверить работоспособность и настройки инвентаря и если что не так то исправить. В этот день обязательно надо изучить реальное состояние снега. Точно проверить что происходит на разных экспозициях и разных высотах и проверить насколько правдоподобным получился прогноз который мы делали удаленно и насколько им можно пользоваться в планировании следующих катальных дней. Понятно, что при таких задачах на день от погоды нам достаточно только того, чтобы она была сносной для спокойного катания и позволила без преодоления ненужных трудностей реализовать данные планы. Мы посмотрели прогноз и увидев то, что к обеду в Лез-Арке будет солнце отправились туда. К тому же, это был наш "домашний" курорт в который прямо из нашего поселка ходил подъемник.

По ходу дня нам удалось покатать все высоты и прощупать снег и на северной, и на южной экспозиции. Предварительный прогноз полностью подтвердился и все получилось ровно как мы и ожидали: на северных склонах от 2000 до 2200 снег был, но был метелевый и опасный, ниже 2000 на северных склонах снег хороший, на южных его нет вообще, выше 2200 все было сдуто и если снег и был то только метелевый старый и совсем опасный. Покатали по лесам и были довольны. Хорошо разогрелись, размялись и получили хорошее представлении о реальном состоянии снега.

Лез-Арк

По возвращению домой начался снегопад. Прогноз показал, что он идет на всех курортах из нашего списка приоритетов и это нас настораживало по лавинной опасности на завтра. 

2 день. Куршавель

Утром прогноз показал, что ясная погода идет с запада, но облачность будет переменной. Но, на третий день ожидалась ясная погода в зоне Вальмореля который для нас был существенно интереснее по экспозициям склонов и по количеству на них снега чем остальные курорты западной части. Было хорошее предчувствие относительно катания там, но сегодня там было облачно и лавинная опасность имела негативную динамику. Потому мы поехали в Куршавель в котором условия были те же, но перспектив на третий день катания было меньше. 

Стартанули с ближней по пути движения точки входа чтобы осмотреться и просмотреть возможные линии спуска. Сразу с раздачи попали на серьезный соблазн покатать целину прямо рядом с трассами, но сдержались и решили не размениваясь на подножный корм дойти таки до основных блюд. Не ошиблись. В самом центре нас ждал хороший пупырь с отличным снегом. Жаль, что на него было много желающих и его достаточно быстро раскатали, но нам хватило. Покатались на отлично. Большие линии по известным Куршавельским кулуарам катать не стали по причине 4-той степени лавинной опасности на той экспозиции. Но, нам и без них хватило. Закончили катание под садящиеся вечерние тучи длинным спуском до парковки. Отлично покатались.

Куршавель

3 день. Вальморель

Прогноз не обманул. Ясно и отлично в Вальмореле - едем туда. И все именно так и есть: хороший снег, солнце и слабый ветерок. Точка входа одна ближайшая к нам. С нее и заходим и проезжаем пол-курорта насквозь. По пути изучаем возможные варианты спуска. Есть несколько интересных моментов, но смущает лавинная опасность. Проверяем аналогичные экспозиции и аккуратно пробуем. По факту все стабильно. Катаем. Отличная целина на хорошем уклоне и с посильной продолжительностью спуска, что в катании крайне важно: какой смысл в красивой большой горе если вы не можете ее проехать с удовольствием и умираете уже в начале? Делаем несколько отличных спусков и направляемся домой отхватив по пути заранее примеченного отличного лесного катания. Более чем прекрасный курорт, отличное катание и очень антуражная деревня на выходе по главной улице которой можно ехать на лыжах прямо с горы и добравшись до интересующего кафе в нем и запарковаться. Как мы и сделали. 

ВАльморель

4 день. Ла Плань.

В каждой поездке есть день когда утром ты смотришь в прогноз и понимаешь, что вот и настал день отдыха. В этот день все прогнозы показывали пасмурность и снегопад по всем курортам и только один прогноз давал уверенное просветление на Ла Плань начиная с 11-30. Верить или нет? Мы решили проверить договорившись о том, что если с погодой не получится то мы кататься не будем, а позанимаемся полезными делами на трассах. Тем более, что повышать уровень катания всегда полезно. Поехали.

По приезду на курорт никакой надежды на каталку не было вообще: туман, тучи и снегопад. Садимся на кресло и едем наверх. Ровно по прибытию на верхнюю станцию, вдруг, как и обещал прогноз - солнце. Ну тут нам и пошла карта. Катали все что видели, а видеть было сто: отлично просматриваемые склоны на уровне леса с отличным нетронутым снегом и простым доступом. Укатались до состояния нестояния, отметили это дела в кафе и домой. 

Ла Плань

5 день. Ле Менюирс

От этого дня мы ничего не ждали великого. По погоде было ясно только на этом курорте. Прошел хороший снегопад и в прогнозе стоял сильный ветер который точно добавил изюминки в катание в виде лавинной опасности. Но, как можно не кататься если есть возможность кататься? Лавинная опасность не бывает абсолютной. Особенно при ветре. Естественно там куда ветер перенес снег там очень опасно, но там откуда он перенес снег опасности связанной со снегопадом нет, а по истории погоды опасность которая в этот день увеличилась была увеличена только на фоне снегопада. Ни перепада температуры, ни каких-либо еще факторов ее повышающих не было. Мы отправились на курорт с пониманием того, что опасно и с пониманием, что если не получится найти безопасный снег то мы просто позанимаемся чем-то полезным на трассе. 

Вошли на курорт с самой дальней от склонов с предполагаемым снегом стороны. Эта точка входа была ближней и мы не хотели ехать далее по серпантину на летней резине и очень хотелось изучить что со снегом на большей части курорта. Сразу стало понятно, что с южных склонов сдуло все совсем. Логично, что сдуло на северные склоны. Снег по состоянию был очень нехороший: закругленные затертые гранулы как мелкая крупа. Именно такой снег проще всего и сходит. Но по мере движения стало понятно что есть еще промежуточная северо-восточная экспозиция на которую ничего не придуло нового и ничего не сдуло старого. На этих склонах лежал хороший свежий снег. Лежал он, правда на не очень хорошей корке, но лежал пока плотно. Было подозрение, что по мере оседания снег даст нагрузку на слабый слой и начнет сходить, но до этого момента время было. 

Нашли небольшие и хорошие для катания склоны такой экспозиции с нетронутым снегом и достаточным количеством безопасных зон. Катали их очень и очень аккуратно с явным перебором по мерам предосторожности: перед спуском подрезали, спускались строго по спрямленной линии, от безопасного до безопасного места, очень дисциплинировано. В итоге, откатали ровно до того момента пока при подрезке не ушла доска. Тут же намек поняли, свернули удочки и поехали домой счастливые и уставшие. 

Лавинка

Это было отличное окончание катального дня и большего нам было уже и не надо. 

6 день. Ничего

На крайний день мы вполне были готовы кататься, но очень хотелось на заключительный день что-то яркое и интересное. А по погоде такого нам в нашем регионе не святило ни при каких расскладах. Ветер усилился и даже при достаточно неплохой видимости подъемники на верхах были закрыты везде. Мы вспомнили о том, что мы в целях на поездку говорили о том, что едем "кататься хорошо", а хорошо кататься без хорошей погоды нельзя и мы приняли стоическое решение: если нельзя покататься хорошо - не надо кататься никак! Мы устроили себе выходной. Тем более, что впереди была дальняя дорога в Мюнхен и непростая работа на ИСПО. 

Вот так вот мы распорядились шестью днями катания. Каждый день получился удивительным и все дни получились совершенно разными и по курортам, и по катанию, и по рельефу. Были и поля снега, и лесок, и пупыри - было все. Но, что самое главное и интересное, это все было в отличной погоде, при прекрасном нетронутом снеге. Все участники программы, на текущий момент времени, обладали достаточно большим катальным опытом, но ни один из них не катал пять дней из пяти в идеальных условиях. В чем секрет такого успеха? Франция? Курорты? Однозначно нет. Секрет в отличном сочетании понимания целей, умения планировать и реализовывать катание. Уверен, что выезды проведенные по такой программе могут быть успешными и в Австрии и в Италии. Надо только захотеть и все продумать. 

Но, при всей удивительности поездки есть моменты из которых однозначно стоит сделать выводы и которые в следующей поездке надо изменить и проработать.

Работа над ошибками? что стоит доработать в будущем

Тоже интересные статьи:

Практика фрирайда: определение и планирование целей поездки.

Итак, вот пришла идея о том, что надо бы съездить покататься.


Практика фрирайда: время, место и дорога.

Что же, определив что именно и какое мы хотим мы переходили к реализации задуманного и начинали мы с выбора времени


Практика фрирайда: работа над ошибками

Как бы все гладко и отлично не прошло, а всегда есть моменты в которых что-то да пошло не так: не додумали, не досмотрели, не дорешали.