Какой фрирайдер не любит хороший снег? Да нет таких - все любят. И мы не исключение. Но, разница только в том, что одни его ждут взывая к богам чтобы они послали его, а другие ищут его и находят. Мы относимся к второй группе и в нашей поездке, которую мы разбираем, мы именно так и делали: анализировали погоду и искали снег, а найдя ехали к нему и раскатывали его без жалости. Но, надо уметь его анализировать и предсказывать где и каким он будет. Давайте разберемся как мы его искали.

Непосредственно сам снег нас интересовал частично. Нас интересовало комплексное состояние погоды: отличная видимость и хороший снег. Тонкость в том, что считать "хорошим снегом". Просто много снега найти достаточно просто на любом курорте в любую погоду - пойдите на подветренный склон и там снега по самые помидоры. Но, что с ним таким делать? Кататься? Кататься по такому снегу может только тот кто полностью уверен в своей бессмертности ибо у перенесенного ветром снега лавинная опасность максимальная. Получается, что хороший снег это не только глубокий, но и безопасный снег. И вот тут уже недостаточно просто знать где его много, тут все немного сложней. 

Итак. Еще за неделю до выезда, уже точно понимая что и как мы планируем катать, имея не только список курортов, но и представление о том какие на курортах склоны нас интересуют больше, на какой высоте и с каким рельефом, а именно такую опись мы составили на предыдущем шаге планирования выезда, мы начали анализировать погоду на курортах попавших в список наших интересов. Отслеживали и анализировали: 

  • температуру - особенно в формате переходов нуля и сильных скачков которые однозначно сильно влияют на лавинную обстановку. В нашем случае было несколько переходов нуля, но ниже высоты интересующей нас зоны катания.
  • снегопады - естественно надо отслеживать источник снега: сколько выпало, при какой температуре.
  • ветер - главный архитектор снежного покрова. По ветру можно точно понимать сколько и куда снега перенеслось, где он лег и как. 

По итогу недельных наблюдений мы имели на руках некое представление о том сколько и какого снега лежит на разных по ориентации склонах на разной высоте. Конечно, все это было в теории, но лучше так чем совсем никак. Полученная эмпирическим путем информация полностью билась с информацией от погодных и лавинных служб на курортах и по региону. 

В наблюдениях мы использовали следующие источники: 

  • официальные сайты курортов на которых есть информация о погоде, состоянии снега и веб-камеры в которые можно смотреть что в реальности происходит:
  • Стандартный и классический snow-forecast.com
  • Для анализа ветра есть отличный сервис: windguru.cz

По итогу, полученные предположения о лавинной опасности и состоянии снега можно сверить с данными сайта французской метео-службыИнформация по интересующему нас региону...

Карта снега

Есть великое множество вариантов прогнозирования состояния снега и, с учетом того, что в конечном итоге надо получить только примерную картину которая должна только лишь сократить время на изучение реального состояния снега на месте, то есть, ценность данных не велика, а цена ошибки мала, каждый может выбирать свой способ и принцип прогнозирования. В конечном итоге, по результатам прогнозов в нескольких поездках, после получения обратной связи каждый поймет что и как примерно надо делать и научится делать прогноз с завидной степенью реалистичности. Лично мы в нашей поездке делали так: 

- снегопад приносит снег. Если снегопад при теплой погоде то снег мокрый и тяжелый и он хорошо и крепко ложится. Если после такого снегопада приходит мороз то такой снег замерзает и фрирайдной пользы от него мало. Так же, такой снег не переносится ветром, а только им сушится и обдувается в корку. Если снегопад морозный то снег легкий и он легко переносится ветром. 

- ветер. После снегопада снег утрамбовывается под своим же весом и садится. Если ветер дует сразу после сухого снегопада то перенос снега будет существенным. В таком случае ветер даже 3 м/с способен за несколько часов перенести 10 и более сантиметров. Ну, а ветер 5 и более м/с и полностью сдуть все что выпало в снегопад. Но, снег который полежал и осел переносится сложнее и через сутки лежания ветер 3 м/с практически ничего уже не переносит. 

Следим за снегопадом, температурой и ветром и прогнозируем перенос снега добавляя плюсиков туда куда перенесено и убирая плюсики там откуда перенесено. 

Если внимательно смотреть на прогнозы погоды, то вы сразу заметите, что прогнозы в горах различаются в зависимости от высоты. Однозначно при прогнозировании это учитываем. Так же учитываем границу леса и помним, что лес защищает снег от ветра и в зоне ниже границы леса для переноса снега должен быть более сильный ветер - при прогнозировании просто делаем на это скидку и плюсики в лесной зоне переписываем только при уверенном ветре. 

По итогу наших наблюдений мы получили для себя вот такую вот картину состояния снега:

карта состояния снега

Означает ли это, что мы по приезду можем сломя голову смело нестись на первый же склон на котором, по нашим предположениям, есть интересный для нас снег в хорошем состоянии? Конечно же нет! Это только лишь предварительная информация которую мы можем использовать в прогнозировании погоды при выборе места катания непосредственно на каждый день, но только после проверки на соответствие реальности . И не более того. Стоит ли такая информация того, чтобы ее так долго собирать? Однозначно стоит потому как в катании она многое дает. Да и, к тому же, собирая ее вы отлично разберетесь и поймете как устроены курорты выбранные под катание, точно поймете что от какого курорта ждать и куда направляться в поисках хорошего катания приехав на конкретный курорт. 

Что же, вот мы и решили все транспортные, бытовые вопросы и имеем достаточно плотное представление о снеге. На этом все предварительные вопросы можно считать закрытыми и теперь мы просто начинаем кататься. Ну, а в рамках данного материала, я расскажу что и как мы делали каждый конкретный день, как принимали решение по месту катания, на что опирались в принятии решения и в прогнозировании погоды и что из этого всего получалось в реальной жизни. 

Катаемся