Фри-сафари по Франции 2019

1

Фрирайд-сафари по курортам Франции состоялось и реализовалось и можно по горячим следам вспомнить как все получилось и сделать первые выводы пока эмоции не улеглись и не затерлись временем. Сегодняшний субботник уделю разбору данного выезда прямо из Франции. 

Традиционно у данного выезда было несколько сторон вопроса и несколько целей. С одной стороны важно было получить хорошую каталку ведь ради нее все и затевается. С другой стороны, лично для меня, в данной программе было интересно проверить на деле насколько во фрирайде важно практическое знание места катания и можно ли получить хорошую каталку за счет анализа погоды, состояния снега и умения работать с рельефом без предварительной разведки приезжая на курорт впервые на один день? Именно поэтому место выезда выбиралось то в котором ни кто из команды не был ни разу. 

В приоритете целей главной целью была хорошая каталка. В понятие хорошей каталки у нас в обязательном порядке входит: хороший снег, хорошая погода с солнцем и видимостью и хороший рельеф. Именно под такое понимание каталки все и планировалось.

Место проживания выбиралось так, чтобы можно было легко и просто добраться до нескольких разных курортов. Не смотря на то, что во Франции с транспортом все отлично и можно было добраться и на поездах и на автобусах мы ехали на машинах чтобы быть мобильными и гонятся за снегом и погодой. 

Еще до выезда удаленно велось наблюдение за погодой: снегопады, перепады температуры и ветер. Данные не просто анализировались, но и проецировались на карту курортов которые планировались для катания. Таким образом за неделю получилось построить в голове примерную картину состояния снега. В планах хотелось покататься в ЛезАрк, ЛаПлань, три долины, Вольморель, Тинь и ВальДеЗир.

Едем в Куршавель

В первый день по приезду мы отправились на курорт Лез Арк который был ближе всего к нам и на котором была погода получше чтобы раскататься, проверить инвентарь, вспомнить основы лавинной безопасности и посмотреть реальное состояние снега на разных экспозициях чтобы сверить реальность с теоретическими предположениями. Реальное состояние снега практически полностью совпало с аналитическими представлениями и это значит, что теоретическое моделирование состояние снега имеет практический смысл при организации выезда на каталку и дает возможность точно планировать катание и лавинную обстановку. В дальнейшем, при смене курортов, теоретический анализ снега так же совпадал с реальностью. 

На второй день погода сильно изменилась и солнце было доступно только в Куршавеле. Туда мы и рванули предварительно вечером проанализировав карту трасс. По теории снег должен был быть на северных и северо-восточных склонах. Так в реальности и получилось. Ночью прошел хороший снегопад и лавинная опасность была три из пяти и потому мы выбирали ломаный рельеф без больших снежных плит и лес. Ни погода, ни снег не подвели. 

Куршавель

Снегопады не останавливались и снег валил каждый день и каждую ночь. С точки зрения каталки это отлично, но с точки зрения дороги это было реальной проблемой. Беда в том, что во Франции курорты построены по однотипной схеме и на нижнюю станцию подъемника надо ехать по серпантину на машине, а утром далеко не всегда дороги успевают чистить оперативно. Так же проблема усугубляется тем, что если брать машину на прокат в Италии, и у нас такая машина в команде оказалась, то на них нет по умолчанию зимней резины. Нам повезло и мы нигде так и не застряли, но в теории это было более чем реально. Вокруг было много людей кто не смог забраться на гору и люди активно закупали одноразовые накладки на колеса. Удивительно интересное изобретение.

зимняя резина

На третий день со стороны Франции пришел циклон и все вокруг нас затянуло тучами. Прояснило только на самом дальнем от нас курорте Вальморель в который мы и рванули. Снегопад там прошел за день до нас и за ночь снег успел подсесть и потому был достаточно стабильным хоть лавиньщики и давали третью степень опасности. Катнули отлично и открытые склоны и лесные. Солнце было и рельеф хорошо читался.

ВАльморель

На следующий день динамическая карта погоды показала, что солнечное окно которое мы поймали в Вальмореле двигается дальше в сторону Италии и начиная с 11 часов придет в Ла Плань. Туда мы и поехали. По приезду на курорт нас терзали смутные сомнения относительно правильности нашего выбора - тучами было затянуто все настолько, что вытянутой руки не было видно не говоря уже о каталке, но мы решили, что раз приехали то приехали и пошли кататься. Не успели мы подняться на первой же креселке, как тучи разлетелись и вылезло солнце и мы получили отличный снег и прекрасную каталку. Так как снегопад прошел только что то выбирали склоны особенно тщательно отдавая предпочтение лесному катанию. 

Ла Плань

Следующий день привел нас в Ле Менюир. Тут все было совсем не просто потому как добавились два фактора: ветер и солнце. Сильный ветер перенес снег и надо было учитывать данный фактор при выборе склона для катания. Солнце к обеду стало совсем сильно прогревать снег и температура пересекла ноль, что точно не добавило стабильности снегу. Лавинная опасность была уже на четверку. Склоны для катания пришлось выбирать особенно тщательно и аккуратно и в катании добавились некоторые моменты связанные с лавинной опасностью: разгрузка склона перед проездом и спрямление траекторий. В итоге, в один из спусков на подрезке склона ушла хорошая плитка, что стало знаком о том, что катание пора заканчивать. Но это было уже в финале дня и никто не огорчился. 

Ле Менюир

Далее пришел большой циклон и ни на одном из доступных нам курортов не было нормальной видимости и мы не поехали вообще кататься и остались дома посветив день отдыху и подготовке к дороге домой. Ведь лучше не кататься никак чем кататься плохо, а хорошо покататься в снегопад без видимости невозможно. Это компромисс и мы на него не готовы - нам надо только лучшее. Тем более, что мы получили пять отличных дней из пяти.

Пять дней из пяти это лучший результат который можно было получить. Тем более, что ни на одном из курортов на которых мы катались в это время не было хорошей погоды более двух дней из пяти. Если бы мы локально сидели бы на любом из обкатанных нами курортов то лучшее что мы могли получить это два хороших дня. Мы же получили пять. 

Главный и самый ценный вывод из данной поездки который я сам лично для себя вынес в том, что во фрирайде в рамках курорта не важно знание курорта, намного важнее и ценнее умение работать с погодой, планирование состояние снега и выбор склона для катания. Безусловно, все это работает только в том случае если есть возможность менять курорты которые расположены в разных долинах, если правильно выбрано место проживания и все с головой спланировано. Если выбора курортов нет то как бы вы не анализировали погоду и как бы вы круто не выбирали рельеф вы все равно будете зависить от состояния погоды на том курорте который вам доступен и в таком случае важнее знание курорта и практическое знание катания именно на нем в зависимости от состояния снега и условия. В таком случае лучше ничего не планировать, а просто брать местного гида который хорошо знает курорт.

пухляк

Что же, поездка закончена, снег из штанов вытрясен, все живы, здоровы и довольны. Снято много видео материала и впереди большая работа по его обработке. Естественно про каждый курорт будет подробный отчет и рассказ. Так же, получилось снять то, что я давно хотел сделать, но все никак не получалось - снять практическую инструкцию по планированию выездов на каталку. Некую лабораторную работу к теоретической части которая давно написана и выложена, но не работает потому как все равно никто не понимает как выбирать место для размещения, как планировать катание по высотам и сторонам света, как планировать катание по погоде... Надеюсь, что получится сделать практическую инструкцию по данной поездке и она таки принесет ясность и понимание. 

Формат программы мне очень понравился и однозначно стоит его продолжать и развивать. Все же, пять дней паудера без следов под солнцем это мощно и без такого формата я не знаю как можно получить такой же результат. Куда и когда пока не скажу, но точно буду повторять и продолжать. Однозначно курорты будут другие и новые для меня. Следите за анонсами и не упустите место в группе. 

Комментарии

Как участник экспедиции, сейчас по горячим следам, пока не все эмоции еще улеглись и сформировались в конкретные образы и впечатления, могу от себя добавить следующее:
1) Каталка и впрямь удалась, прям на все 100500 %, народ был полностью доволен и некоторые даже просили пощады у своего сознания, ибо ноги уже "не хотели", а глаза говорили "давай еще вон там катнём"!))
2) Разнообразие каталки, быть может, было даже через чур изобильным, как в плане мест катания, так и плане условий, (видимость всегда, солнце почти всегда, свежий снег каждый день, горы (читай уклон и разнообразите рельефа) интересные).
3) Как я уже говорил, хоть каталка всегда была в условиях свежего снега, и лавинной обстановки 3-4 балла, а состав участников все вместе до этого никогда собиравшийся, несмотря на это все было хоть и насыщенно, но безопасно, драйвово, но при этом понятно, весело, но осмысленно (правда у всех с разной степенью))).
Смею предположить, что наш гид КРАСАВЕЦ!
Каждый вечер, когда у нас было апре-ски, надо сказать во Франции оно обычно не шибко бойкое, но мы то и не хотели, мы же покатать)), он уходил в себя минут на 30-40 с компом, анализировал прогнозы погоды на завтра, соотносил их с сегодняшними данными и определял направления завтрашнего движения. Потом на утро, повторял все эти процедуры, для уточнения, и делал окончательный выбор места посещения на предстоящий день. А в силу осознания всей важности этой процедуры, для счастья команды, был даже освобожден от дежурства по кухни.
Краткий вывод по поездке: каталка супер, горы класс, умение работать с прогнозами, снегом и рельефом решает!
Поеду ли я с Романом еще? Обязательно! Если конечно возьмет.)