FWQ по-русски.

Как-то в последнее время я самоуклонился от традиции субботних неформальных постов и пора бы ее, все же, восстановить. Уклонился по причине того, что очень много заказов на бутфитинг и времени категорически нет. Сезон начался и, как обычно, все вспомнили о ботинках только перед началом каталки, а то уже и по ходу, не смотря на то, что я с лета везде писал, что именно лето самое время делать горнолыжные ботинки: и времени вагон, и цены на минимуме, и наличие есть. Но, увы... Но, тема сегодня будет не про бутфитинг и даже не про лыжи - про соревнования FWQ на Эльбрусе. Поехали.

У соревновательного фрирайда в России судьба не простая, но давняя. Соревнований всякого уровня и масштаба было много и разных. Были и совершенно местные кубки по фрирайду и получившие статус FWQ соревнования и даже пара этапов FWT. Один, правда, состоялся все же по факту не в России, но один был в Красной Поляне. Некоторое время был перерыв и у нас не было никаких соревнований со статусом FWQ, а всем очень хотелось. И вот свершилось - FWQ опять в России и не просто опять, а целая серия из трех этапов. Отличная новость. С неделю назад прошел первый этап на Эльбрусе с отличной организацией, с большим количеством участников, с отличным снегом, прекрасными репортажами и немного традиционным победителями. Что тоже логично и скорее говорит о хорошем профессиональном судействе: сильные райдеры должны побеждать. Ну не радость ли для всех любителей соревновательного фрирайда? Радость. 

Сразу в самом начале скажу, что я очень рад тому, что соревновательный фрирайд в России развивается. Это очень хорошо в любом формате. Я прекрасно понимаю, что все сразу сделать идеально сложно, что опыта у организаторов пока не так и много и со временем все устаканется и подтянется. Я ни в коем случае ни кого ни в чем не хочу уличить или как-то обидеть. Но есть вещи которые лично мне кажется требующие внимания и коррекции. И вот именно о такой вещи я и хочу сегодня порассуждать вслух. Повторюсь: порассуждать. Не обвинять, не ругать, а просто порассуждать и подать мысль для дальнейшей проработке.

Итак. Соревнования прошли под статусом FWQ. Следовательно они прошли по правилам FWQ. Я даже не стану тут цепляться за то, что многие репортеры делавшие репортажи с соревнований утверждали о том, что правила FWQ и FWT одинаковые. Это не сильно существенно пока. У FWQ есть свои правила и соревнования статуса FWQ проводятся по ним. Таков порядок. Ну, должны проходить по правилам. 

Однако, я никак не могу вспомнить в правилах о том, что соревнования должны проводится в два этапа: квалификация и финал. Да, в Европе, при большом количестве райдеров делают спаренные этапы разного уровня в которых первый более легкий является квалификационным ко второму более сложному и во второй проходят только те кто преодолел определенный порог по очкам. Но, оба этапа в таком случае являются совершенно самостоятельными и очки райдерам начисляются и за первый и за второй этап. То же касается и взносов и всего остального. То что первый этап является квалификацией скорее неформальная добавка. В случае этапа на Эльбрусе этап разбили на квалификацию и финал. Но, тут надо понимать, что разбиение на классы у российского соревновательного фрирайда является исторической традицией. Квалификации были и, видимо будут, на всех соревнованиях по фрирайду в России. Как только, кого и на что они не делили, но они были всегда. Было деление на профи и любителей по никому неизвестному принципу, было разное, но было всегда. Ну, в принципе, если оно так привычно то пусть будет. Мне просто совершенно непонятно значение квалификации если передоза с количеством участников нет и место в квалификации ни на что не влияет даже на стартовую позицию в финале. Но... Да и Бог то с ней. 

Квалификация прошла. Прошла, судя по видео-репортажам, достаточно нормально. Были и интересные и зрелищные проезды. Нельзя не отметить, что и уровень и количество райдров понемногу, но растет. И это прекрасно. .

Финал пытался начаться, но на одном из проездов сошла лавина и по соображениям безопасности финал отменили, а места определили по итогам квалификации. 

И вот тут лично у меня есть пара моментов которые меня смущают: 

1. Чисто спортивный

Я сам лично принимал, правда как тренер, участие в квалификационных этапах. Какой-никакой опыт да есть. Так вот я себе представляю цель на квалификацию во фрирайде так: с минимальным риском набрать необходимое для прохождения в следующий этап количество баллов и все. Притом "с минимальным риском" является доминантой. Ни один спортсмен который рассчитывает на хороший результат в финале рисковать на квалификации ради очков не станет. Тем более, что место в квалификации ни на что более не влияет совсем. Оно даже стартовую позицию не определяет. Как со спортивной точки зрения можно определять победителя по результатам квалификации? Это в корне не верно. Опытный райдер идущий на подиум в финале займет минимально проходное место, но не пересечет грань допустимого риска. Определение победителя по итогу квалификации это категорически анти-спортивно. До этого могли додуматься только люди ничего вообще не понимающие в соревновательном фрирайде. От слова совсем. 

2. По правилам

Насколько я понимаю, а я могу и ошибаться, но именно финал был тем самым этапом FWQ2*. Получается, что его отменили. Следовательно, чтобы понять как в таком случае быть, кого и как определять победителем и определять ли вообще и сколько кому начислять баллов надо руководствоваться правилами FWQ. ОК. Идем на сайт FWT и ищем там правила. А вот и они: https://www.freerideworldtour.com/sites/default/files/2021_fwq_rider_ha… вроде этого года, в последней редакции. 

В правилах есть пункт касающийся отмены этапа и там написано вот так: 

правила

Что это значит по-русски? Примерно так: При отмене этапа всем участникам начисляются минимальные очки соответствующие 50-му месту у лыжников, 25-тому у сноубордистов и лыжниц и 20 у сноубордисток. То есть, все получают одинаковое количество очков и победителя нет.

Ну нет же сомнений, что раз этап был со статусом FWQ то и судьи и организаторы хорошо знают правила и в соответствии с правилами они определили всех на 50, 25 и 20 места и начислили балы соответствующие местам.

А давайте проверим. Это же просто. Пройдем на сайт FWT и в разделе с райдерами, вот он: https://www.freerideworldtour.com/riders попробуем найти кого-нибудь из формально победивших и посмотрим на его очки по данному этапу. 

УПС. А очки то совсем не за 50-тое место: 

очки

Ну просто не 600 очков начисляется за 50-тое место на FWQ2*. Совсем не 600

Итого.

Получается, что при наличии у наших соревнований статуса FWQ они, все равно, пока получаются с сильным русским акцентом и своей трактовкой. А получается это ровно и только потому, что кроме формального статуса ничего от FWQ до них пока не доходит. Организаторы статус получили, а правила толком не прочитали. Судьи в России известные и почетные фрирайдеры, но без существенного опыта судейства по правилам FWQ, как мне видится, да и сами участники пока не сильны ни в правилах, ни в тактике участия в соревнованиях и потому и позволяют назначать себе победителей по итогу квалификации, и начислять конкурентам очки вопреки правилам. 

Но ничего, это только начало пути и главное все же, что движение началось. Со временем все придет и подтянется и все во всем разберутся. Организаторы и судьи дочитают правила и начнут судить по ним, спортсмены вникнут в правила и разберутся как и на чем можно улучшить свои результаты и где надо мочить, а где лучше не стоит, и все у нас будет на уровне. 

Хотя, как я уже давно и неоднократно писал: не надо нам слепо перенимать импортное, не готовы мы пока к нему, да и смысла нам в нем нет никакого - свое надо придумывать и развивать. Я уверен, что у нас еще и лучше может получиться именно свое, русское, родное - свой чемпионат России по фрирайду. 

Другие заметки:

FWT`19 - финиш или взлет?

На дворе конец марта - начало апреля и самое время для финала чемпионата мира по фрирайду в Вербье.


Фрирайд в России больше чем фрирайд

В Сочи прошел очередной фрирайд-контест. Или, говоря простым языком, прошли соревнования по фрирайду. Модные, крутые, нарядные... Собрали всех и вся.


Основные проблемы соревновательного фрирайда в России

Сегодня суббота и я хочу порассуждать на тему спортивного фрирайда.