FWT`19 - финиш или взлет?

1
min read
A- A+
read

На дворе конец марта - начало апреля и самое время для финала чемпионата мира по фрирайду в Вербье. Пяток лет назад для меня это было самое значимое событие сезона которое невозможно было пропустить. Сейчас же, если бы не соц-сети, я бы и вообще не вспомнил о нем. Почему за несколько лет мое отношение к данному мероприятию и в целом к FWT изменилось? Сегодня суббота и можно поразмышлять неформально на эту тему. 

Конечно, пять лет назад я был очень плотно погружен в атмосферу спортивного фрирайда потому как участвовал в юниорской части как тренер и не следить за происходящим было просто невозможно. Но и чемпионат был совершенно другим: была реальная конкуренция, у участников был стимул показать себя на фоне приглашенных звезд и зацепиться за промо-карьеру... Правда я никак не могу вспомнить кто таки из участников FWT зацепился за промо-карьеру и действительно вышел на новый уровень в горнолыжной сфере найдя реально интересных спонсоров и получив достойные контракты которые помогли реализовать глобальные проекты, но вера была и был отличный спортивный фон для развития и движения вперед. Что теперь? 

На мой персональный взгляд сейчас FWT потеряло всякую актуальность в качестве спортивного события. Конкуренции нет совсем. Ну давайте трезво посмотрим на стартовый лист финала в Вербье:

стартовый лист FWT

Мне этот стартовый лист напоминает состояние категории "Девочки сноуборд" юниорского чемпионата на момент его основания. Там тогда тоже было три участницы и я любил шутить: дайте мне любую девочку на сноуборде и я привезу ее на подиум. Ну не было участниц на сноуборде и брать их было не от куда. Но, это был зачет детей 14-15 лет, а тут речь о финале взрослых в категории "Элита" и на старте 4-ре сноубордистки...

Конечно, понятно, что дело банально в финансах и в кризисе. Ужимается все, все экономят и урезают бюджеты. И ИСПО сжимается и WorldSkiTest сокращается. Да, денег приглашать звезд больше нет. Да, позволить себе принять участие во всех этапах может далеко не каждый участник. Да. На все всегда есть логичные причины, но, всегда есть и интересные "НО". 

Ведь, по-сути своей, FWT в первую очередь спортивное мероприятие и в нем доминировать должны интересы спорта, а не финансы. Следовательно от кризиса спортивная конкуренция FWT не должна зависить? Но, по-факту, мы видим, что зависит: кризис усилился и на старте уже не 60 человек как было, а 27. А где остальные? Тут же можно вспомнить о стрельбе из пушки вайлд-картами в начале сезона когда было понятно, что на Японию никто не приедет и их давали вполне сомнительным новичкам. Почему? Почему раньше народ был готов убиваться за первые места в FWQ чтобы попасть в FWT, а сейчас не едут в FWT? Что не так? Только деньги? Я сильно сомневаюсь, что только деньги. Тем для кого спортивный фрирайд это спорт намного важней здоровая спортивная конкуренция. А где она если на старте 27 человек? Куда делась конкуренция с уходом спонсоров? Получается, что вся конкуренция в FWT была искусственной показухой и шоу устроенное на деньги спонсоров и рекламодателей которое при отсутствии денег просто сдулось? Получается так.

Что касается спортивной составляющей то для меня намного интереснее следить за FWQ 3 и 4 звезды. Там реально есть конкуренция и прогресс именно в катании, а не в показухе. Там еще остался дух истинного соревновательного фрирайда и уровень катания там у лидеров реально интересный. Многих я знаю лично еще из юниорского чемпионата. Почему они не прорываются в финальную часть? Да все потому же - нет возможности ставить всё на кон ради очков и квалификации для попадания в финальную часть. Пяток лет назад были участники которые ради рейтинга готовы были обкатать весь мир и принять участие во всем что проводится. Вспомните того же нашего Ивана Малахова который откатывал все в Европе и еще и в Америку выезжал на старты. Сейчас даже у очень талантливых участников нет возможности и достаточной спонсорской поддержки на то, чтобы брать количеством и им приходится работать над качеством. Но именно это, с точки зрения спорта и интересно. Поэтому для меня FWQ стал интереснее чем FWT.

Так же, сейчас получается так, что на региональном уровне пробиться и получить интересные спонсорские предложения в Европе проще. А как известно: лучше синица в руке чем утка под кроватью. Я знаю несколько ребят которые хорошо выступают в FWQ и за пару лет подписались у нескольких локальных спонсоров и живут не горюют. И точно понимают, что на FWT после финиша сегодня ничего в их карьере не изменится. То есть, FWT для них перестало быть интересной целью.

На мой взгляд, в том к чему в своем кризисном развитии пришло FWT виновато само FWT. Кризис он у всех одинаковый. Если ресурсов не хватает на все то надо сокращать расходы начиная с самого маловажного, но нельзя урезать то на чем держится идея FWT - спортивную конкуренцию. Стоило урезать расходы на околоспортивные понты: вертолеты, трансляцию, промоушен, выпендреж и прочее. но никак не количество участников, количество приглашенных звезд и то от чего зависит спортивный дух чемпионата. А получилось совершенно наоборот: понты остались на том же уровне, а спорт и катание резко уменьшились. 

Безусловно, даже в таком раскладе и в таком состоянии это единственный достойный чемпионат. Как известно: все что нас не убивает делает нас сильнее. Вопрос только в том, что этот кризис для FWT - падение и закат или толчок к новому развитию? Естественно, я верю в то, что со временем все восстановится и возродится с еще большим спортивным размахом, хотя, Swatch Skiers Cup так и не возродился после позорного этапа в Андорре на юниорской трассе...