Гид или аниматор?

1
min read
A- A+
read

Кажется совсем недавно у нас в России активно заявила о себе история с формализацией профессии и услуги лыжного гида, но так только кажется. На самом деле несколько лет уже ее активно муссируют. Но, лично у меня, есть ощущение, что вопрос все же не получает того развития которого от него ждут. Почему? Сегодня суббота - день неформальных тем. Поехали.

Скажу сразу, что сейчас будет исключительно мое мнение основанное на моем личном опыте. Безусловно, я уверен, что найдутся люди которые запросто опровергнут все, что я тут напишу и будут правы, но это совершенно иная история. Сегодня день блогов, а блоги это личное мнение автора и лично мое мнение по вопросу причин пробуксовки развития спроса на услуги гидов таково:

О том, что в индустрии есть некоторое недовольство ритмами и темпами развития спроса на услуги лыжных гидов по разным косвенным причинам заметно давно. Лично я сам совершенно недавно наткнулся в соц-сетях на некий аналитический труд по индустрии услуг гидов и был несколько удивлен комментариями под ним. Да, было много положительных комментариев, особенно от других гидов которые впрямую заинтересованны в любой популяризации услуг гидов, но были и комментарии обычных людей которые в большей части сходились к тому, что информации по тому как развивается индустрия гидов уже слишком много и ее количество и качество наводит только на одну мысль - развития и ожидаемых результатов нет и любая информация по данной тематике кажется уже навязчивой. Ведь в реальности к вопросу не так много интереса и никакой проблемы, которую нужно активно решать, как-бы тоже нет. В общем, проще говоря, народ немного утомлен тем насколько навязчиво подают услугу профессионального гида при полном отсутствии на нее спроса. А его реально нет.

фрирайдеры

Конечно, у нас в России есть гиды с полным календарем и полными группами на весь сезон к которым не записаться. Но, является ли это показателем активного спроса? Нет. Это является только показателем того, что именно эти гиды смогли стать популярными благодаря своей качественной работе. Сколько их таких популярных гидов на всю страну? Десяток? Десяток гидов это и есть полное отсутствие спроса. Даже если их и не десяток, а пять десятков, то это крохи. То есть - спроса на услуги лыжного гида у нас в стране нет и они никому не нужны. 

Еще раз для тех кто думает, что он не правильно понял предыдущее предложение: лыжные гиды в нашей стране и их услуги никому не нужны.

Да. Да. Да. Можете даже не писать комментарии я уже знаю что вы подумали: да как они могут быть не нужны если именно они являются гарантами безопасного катания и бла-бла-бла и количество оказывающих данные услуги компаний и частных профессионалов растет каждый год? 

И вы во многом будете правы. Количество клиентов растет. Спрос есть. Но, что это за спрос и на какие услуги растет спрос? Вот в чем главный секрет. 

Давайте вникать в детали.

клиенты гидов

Кто они клиенты гидов? 

Формально клиенты гидов это люди которые хотят кататься в условиях дикой природы по интересным местам, но безопасно и с головой. Фактически это люди которые не хотят вникать в детали и тратить время на анализ условия среды катания. А проще говоря: это люди которые хотят приехать в указанное место и хорошо покататься независимо ни от чего. И все. То есть, хотят чтобы кто-то (гид) организовал им катание так чтобы они откатали все дни отпуска интересно независимо от состояния снега и погоды: гид включит погоду, уберет лавинную опасность и решит все проблемы - он же гид, а я уплотил. Да, это стандартные ценности коммерческого катания. Такие же как у коммерческого альпинизма и коммерческого туризма. То же самое. 

Организовал им катание. Вот оно ключевое. 

Суть в том, что в "организовал катание" достаточно немного компетенций гида. Большая часть профессиональных компетенций относятся в таком случае к профессии аниматор. Да. Да. Или вы хотите сказать, что в организации катания в Красной Поляне в рамках существующих горных условий требуются компетенции профессионального гида? Да, надо иметь представления и навыки проведения спас работ и правил катания для обеспечения безопасности, но в чем компетенции гида при катании по давно хорошо известному рельефу? Суть компетенций только в том, чтобы организовать катание с учетом текущего состояния снега и уровня группы, чтобы все проехали без травм и получили удовольствие. И где тут компетенции гида? 

Безусловно, у нас есть люди которых интересует катание в специфичных или новых для катания местах и они обращаются к профессиональным гидам которые у нас в стране есть. Я не говорю о том, что их нет. Но, сколько таких клиентов и таких гидов? Ну совсем не много, если не сказать единицы. Лично у меня только в этом прошедшем сезоне впервые в практике был запрос на катание в конкретном месте по конкретным местам. Пока первый и пока последний. Все, что было до этого: организуй нам хорошо покататься под наш уровень и пристрастия.

Получается, что главная сложность в популяризации услуг лыжных гидов в том, что при наличии спроса на аниматоров внетрассового катания силы тратятся на популяризацию услуг гидов которая никому не нужна. 

Как же быть? 

В принципе, ничего нового нет и все решения давно известны: хочешь решить проблему - спускайся на уровень ниже. Проблема в том, что пока у нас нет клиентов которые готовы кататься на том уровне на котором нужны гиды, гиды именно в том формате в котором их можно называть гидами - профессионалы которые могут отработать с группой или с клиентом на совершенно новом для них рельефе в новой для них местности, а не проводники знающие территорию на которой они работают как свои пять пальцев. Чтобы они (такие клиенты) появлялись надо популяризировать катание, инструкторов, любительские соревнования и прочие повышающие уровень катания ценности и мероприятия. Как только появятся люди которым просто вне трасс уже не интересно, и там где катаются тысячи человек тоже не интересно - сразу появится спрос на профессию гида. А пока каждый съехавший за ленточку подготовленной трассы является фрирайдером мы вполне можем обойтись аниматорами.