Горнолыжная нефть

10

Обсуждая состояние российской горнолыжной индустрии и перспективы ее развития я часто сталкиваюсь с мнением о том, что в России развивать горнолыжные курорты никто не будет потому, что в России есть нефть, газ и прочие ресурсы и заниматься другим и не интересно и не выгодно. То есть, добывать нефть нам понятно и выгодно, а развивать горнолыжный туризм нет? 

Добывать нефть, на первый взгляд, легко и просто: пробурил скважину и качай продавая по 60 долларов за некий пресловутый баррель - спрос есть, головной боли никакой. Главное, чтобы курс не падал и все будет в ажуре. Где еще найти такой простой и понятный бизнес? А горнолыжный курорт сплошная головная боль: спроса нет, оборудование дорогое, обслуживание дорогое - куда ни ткни все плохо, сложно и грустно.

Я многократно слышал и читал о том, что курорты Красной Поляны убыточны, что их хозяева постоянно пытаются их продать да никто не покупает. Но, каждый раз выезжая на курорты Австрии, Франции или Италии я вижу как развиваются и живут их курорты. И не просто живут, а еще и кормят всех вокруг. Как же так? За счет чего так происходит? Почему у нас так как есть я примерно понимаю, уверен и вы тоже. Почему у них так? У них нет нефти и значит они живут ровно на то, что заработали. Но на что?

Мне как-то кажется, что у них тоже есть своя "нефть". Та которая их кормит. И вопрос в том, чья нефть более выгодная и более легко добываемая. Ибо стоит на сейчас примерно одинаково. Да, нашим инвесторам процесс добычи нефти кажется простым и понятным и думать о другом сложно и не хочется, но давайте поразмышляем и посмотрим на нефть немного с другой стороны: сколько стоит баррель нефти - 60 долларов или примерно 53 Евро, а сколько стоит один день катания на курорте? Неправда ли похоже? Я вот как-то в последнее время на горнолыжных курортах начинаю смотреть на катающихся как на бочки с нефтью, в шутку конечно, но что-то, особенно стоимость, есть общее. Но есть и разница.

Что надо чтобы добывать нефть: произвести разведку, что стоит очень и очень дорого, освоить месторождение: построить жилищные комплексы, узел приема нефти, узел подготовки газа, организовать транспортные узлы, решить вопрос транспортировки нефти и далее пробурить скважины и все это хозяйство пожизненно обслуживать. Мне кажется, что освоение месторождения стоит намного дороже чем строительство горнолыжного курорта. Конечно, спрос на нефть стабильнее и добыча на одном месторождении в баррелях в год намного больше чем на курортах, но зависимость экономики только от продажи ресурсов не может быть стабильна и я полагаю, что в среднем рентабельность точно будет сравнимой.

Получается, что горнолыжная индустрия чем-то похожа на добычу нефти? Получается так. Только разведка проще, освоение проще и эксплуатация проще. К тому же, можно справится без импорта. Раньше же строили сами подъемники. А даже если и закупать импортные то, что? Или вы думаете, что мы бурим все на российском оборудовании? Не питайте иллюзий.

Полагаю, что нефтегазовым компаниям и прочим, вкладывающимся в нефтяную сферу, инвесторам заинтересованным в поиске новых месторождений стоит обратить инвестиционное внимание и на туристическую "нефть". Понимаю, что им непонятно как в ней работать и как ей управлять и сложно разобраться, но всегда же можно нанять управленцев и специалистов которые могут справится с реализацией. Может быть посмотрев на туристов как на баррели нефти нашим властям и инвесторам станет понятнее то, что этот бизнес тоже может быть доходным? 

А вы что думаете по данному вопросу? Можно ли сравнивать туриста с баррелью нефти? 

Комментарии

Вы братец. Если и сравнивать, горнолыжный туристический бизнес и нефтяной, в России, то корректно представит, что скважина находится в месте из фильма «Мэд Макс», вокруг пустыня, трубопровода нет, как вывозить не понятно, а вокруг банды дикарей .....

Когда на этой неделе озвучили, что всм будут строить до Питера, а не на восток, то окончательно я для себя решил, что ждать развития где-либо кроме Мск, Спб и Сочей с Крымом не приходится. В эту логику горнолыжка вообще не вписывается. И ехать на поезде от Питера до Хибин больше 20 часов или лететь на самолете за 9 тыс...
В Европе выстроена инфраструктура. А у нас ...до родной Казани 400 км федеральной м7 после Нижнего - двухполосное мучение. Самый быстрый поезд - 11,5 часов тратит на 800 км. Но президент считает, что важнее из Москвы до Питера за 2 часа доехать. Какие уж тут горнолыжки...

Вот именно про то я и толкую: сомнительные инвестиционные проекты в виде бесполезной и никому не нужной М11 привлекательны для инвесторов, а горнолыжка никому не интересна.

Утверждение конкретно про М11 не очень удачное, скорее, наоборот, отсутствие до последнего времени нормального шоссе между Москвой и Питером - самый яркий пример инфраструктурной отсталости. А вот разговоры о переносе единственного обсуждаемого проекта скоростного ж/д сообщения из регионального направления в Москву-Питер - в самую точку.

В целом мысль понятна, я бы даже усугубил. Речь ведь не только о дорогах, о медицине можно то же самое сказать. Более-менее адекватную помощь можно получить только в Москве. За примерами далеко ходить не надо - только что писали про транспортировку Быкова из Уфы, столицы не самой бедной республики. А из более близкого по теме
- отсутствие в январе 2019 г. необходимых для операции винтов, чтобы собрать коллеге руку, в больнице, куда скорые везут травмированных катающихся из Красной Поляны. Рецепт один - лететь на лечение в Москву. Или не ездить кататься в пределах бывшего СССР дальше Московской области.

Совершенно не хочется оказаться среди тех, кто по поводу и без критикует Россию и хвалит запад, не всё так однозначно и односторонне. Но если брать вопросы построения горнолыжного курорта - КСК относительно несложно и недорого могут поставить подъемники и обслуживать склон, а дальше задачи усложняются по экспоненте - гостиницы/рестораны, дороги, медицина и т.д. Плюс самое важное в каждом элементе - квалифицированный персонал.

С другой стороны, интересный челлендж и задача, как потянув за ниточку одного увлечения/спорта можно постепенно и последовательно выявлять и решать множества базовых вопросов как минимум региона. Если в этом направлении долго и целенаправленно работать.

Ответ на от RareBird

"КСК относительно несложно и недорого могут поставить подъемники и обслуживать склон" - да не могут. В том то все и дело, что не особо могут даже это. Тратят кучи денег на привлечение инвесторов ничего особо не делая для повышения привлекательности местности. 

Курорты на Кавказе это несбыточная фантазия. Их не будет никогда. Я сам долго пребывал в патриотическом экстазе, но реальность расставила все на свои места и иллюзии ушли. Начинать на Кавказе надо не с подъемников, а с установления власти и порядка. 

Ответ на от Роман Костров

Ради интереса заглянул в стратегию КСК - по сути это стратегия заказчика по строительству канатных дорог и горнолыжных трасс и где-то их эксплуатанта. Единственный шаг в сторону - строительство одной "опорной" гостиницы для курорта. Про дороги, спасателей, больницы упоминается ровно два раза - в обзоре зарубежного опыта, где рассказывается, что Египет и Франция в это активно инвестировали, и в разделе "угрозы проекту", где указывается, что эти компоненты недостаточно развиты в СКФО и надо над этим обязательно работать. Непонятно, правда, кому конкретно. Любопытно, что нет даже раздела про межведомственное взаимодействие с профильными министерствами и департаментами по данным направлениям. Вместо этого на сайте предлагаются иницативы по привлечению иностранных туристов.

Ответ на от RareBird

Когда я говорю о своем видении судьбы курортов на Кавказе я опираюсь не только на стратегию КСК, но и на личное знание того, что они делают. И основываясь на это я точно понимаю, что будущего в такой концепции которая есть - нет. Точнее, безусловно. какое-то есть, но совсем не такое как в Альпах. Альп не будет. 

Если говорить непосредственно о КСК то это совершенно стандартная для России государственная деньгоотмывочная виртуальная компания без конкретной деятельности. А без деятельности и достойного результата быть не может. Все что они делают: рассказывают о привлекательности, пилят бюджет и торгуют эксклюзивными правами использования мест которые им дали в управлении. 

Например Архыз: да, красивая картинка, да, все новое. да, современное. Но где развитие за забором курорта? Можно туда поехать и организовать там бизнес? - Нет! 

Люди, мы же давно здесь живем. В свои 41 годочков я для себя понял, что глобально в ближайшие 10 лет изменений не будет. И конкурировать с Альпами наши будут только ценой за счет девальвации.

Ответ на от k-enigma

В этом году перед поездкой на фрирайд-сафари по Франции один наш соратник по команде съездил в Красную Поляну и очень красочно рассказывал о том как там дешево и хорошо. После поездки во Францию он изменил свое мнение и про хорошо и, что удивительно, про дешево. Так что и девальвация не работает. Ну а единый ски-пасс в Красной Поляне был в этом сезоне 3900, что составляет более 50 Евро и что дороже чем в Альпах. Так, что....... Что там со стратегией то КСК, говорите?