Горнолыжный расслабон.

Фрирайд дело опасное и рисковое. Снизить риск можно уменьшением факторов создающих риск. Сегодня суббота и время неформальных тем и я хочу именно неформально поделиться о своих соображениях относительно самого главного фактора риска во фрирайде - расслабоне.

При катании вне трасс есть множество объективных факторов риска: снег, рельеф, погода... Их много, но все они отличаются тем, что катальщик может управлять их влиянием на общую степень риска в катании: следите внимательно за состоянием снега, грамотно анализируйте рельеф и внимательно планируйте линии спуска, отслеживайте динамику изменения погода и ориентируйтесь на нее при планировании катания. Вариантов много и все они реально работают. При анализе несчастных случаев чаще всего причина возникновения нештатной ситуации заключается именно в плохом анализе и планировании объективных факторов риска.

Так же есть субъективные факторы риска. И вот это реально глобальное зло. И главный из них - Расслабончик.

Многие "фрирайдеры" пришли в катание вне трасс с трассы. А к трассовому катанию пришли от скуки или за компанию. Трассовое катание характерно тем, что думать особенно не о чем - поднялся на подъемнике - как-то спустился и так по кругу целый день. Надо только не забыть вовремя посетить туалет и что-то съесть, хотя, и это не всегда обязательно как показала практика. В принципе, это и правильно. Горные лыжи в рамках курорта это отдых и люди приезжают отдыхать. А, как известно, напряг мозга отдыху мешает: много думать - зло! На трассе такое катание, по-большей части, работает.

Далее люди сваливаются за ленточку и переносят свой расслабончик во внетрассовое катание. Ни крутой инвентарь, ни опыт катания не работают в сочетании с расслабончиком.

Каждый раз катаясь с группами вне трасс я провожу эксперимент: в определенный момент в точке из которой не видно цивилизации курорта останавливаю группу и задаю каверзные вопросы: куда ехать дальше? Где мы сейчас находимся? Что вы будете делать если прямо сейчас кто-то из нас получит серьезную травму? Что характерно, но реакция всегда одна - "не знаем". За редким исключением единичных товарищей. Это и есть расслабончик. Мы приехали в горы и отключили мозги. И нам плевать на то, что мы находимся на территории повышенной опасности. С ними есть "старший" и пусть он все и решает, а мы просто катаемся... Почти в 99% случаев, даже на повторной лавинной практике, не говоря о первой, люди не знают с функциями собственного бипера и не понимают как он работает во всех режимах кроме банального базового поиска - купили, повесили на пузо - мы не уязвимы. Это тоже расслабончик. Зачем мне еще и разбираться с бипером, мне сказали "должен быть" вот он у меня есть, а учиться им искать пусть учатся другие - я кататься приехал, отдыхать. У меня есть "старший" он пусть и ищет всеми биперами сразу. Попадем в лавинку будем выполнять команды "старшего".

Это, оно, конечно, правильно. Старший есть и пусть он и думает, но что делать если старшего накроет? Помирать прямо тут на месте на пару с расслабончиком? А ведь, такое вполне может и случиться. И случалось многократно.

Я это к чему? К тому, что нельзя переносить ценности и привычки цивилизованной жизни в дикую природу. Нельзя кататься вне трасс на расслабончике. Нельзя игнорировать элементарные правила безопасности каким бы ни был "старшенький" и где бы вы ни катались и сколько бы вы лекций не посещали.

Подумайте об этом. Обратите внимание на свое отношение к катанию. Измените его. И будет вам счастье.