Лавиноопасность курортов в Сочи - мое мнение причин и решения

1
min read
A- A+
read

Вот опять полилась река инфопотока по соцсетям о лавинах на сочинских курортах. Там сошло, тут откопали, там спустили... Во всем виноваты сноубордисты, фрирайдеры которые дебилы лезут и не слушают, снег, погода, опять же сноубордисты просто потому, что они сноубордисты и так далее. Но, какая разница кто виноват, что делать то с этим?

Конечно уровень катальщиков это особая статья опасности курорта и от этого никуда не деться. И уровень это т в Красной поляне крайне низок. Как недавно написал на форуме один посетитель (не я) "Мой уровень катания: при катании в Европе начальный, при катании в Сочи экспертный". И это так и есть. В Красной поляне по множеству крайне понятных причин уровень и катания и понимания того, что происходит категорически низок. Его надо поднимать всеми силами и в первую очередь в этом должен быть заинтересован сам курорт. Почему? Да потому, что именно от этого зависит его... Да, ничего у него от этого не зависит. Россия же и курорт который всей страной поднимают. Ни одно СМИ не напишет плохо о Красной поляне и потому там может происходить что угодно. Этот пункт пропускаем.

Что же делать чтобы снизить опасность? Да все придумано до нас. Достаточно применить то, что есть в европах. Не надо запрещать фрирайд или его отрицать как делают курорты Красной Поляны заявляя: "На Розе Хутор фрирайда нет". Понятно, что они имеют ввиду, что такой услуги у них нет и они не несут ответственность за происходящее вне трасс. Но, по факту, он был и будет. Будет еще и потому, что несчетная армия кормящихся неа теме фрирайда в Красной поляне делает все чтобы как можно больше человек поверили в обратное, приехали в КП и привезли денег за прокат фрирайдных лыж, услуги гида, аренду вертолета... Понятно, что гида и оборудование возьмет всего 1% приехавших фрирайдить. но тоже заработок и надо повышать их количество и тогда и гиды могут брать дороже потому, что мест с нетронутым снегом для покататься станет меньше, и вертолет арендуют охотнее и так далее. А чтобы приехали надо громко на каждом углу кричать о том что фрирайд есть, он отличный, он безопасный... Короче - фрирайд в Поляне будет всегда чтобы не думали и не делали курорты. Для сравнения, в Приэльбрусье наоборот чаще можно встретить информацию о том, что катание там опасное и непростое. В результате и народу туда едет на порядки меньше чем в Сочи. И понятно почему.

Единственный вариант минимизировать опасность фрирайда - его признать, окультурить и организовать. Что и делают все курорты Европы.

Окультурить это:
- разметить и расчистить трассы и маршруты
- организовать систему навигации и информирования катающихся
- организовать ссистему информирования о состоянии снега
- организовать инфо-поинты с информацией о лавинной опасности, бипер-чеками и инструкциями о поведении в лавиноопасных местах.
- открыть конкуренцию и перестать бороться с приезжими гидами. Конкуренция снизит стоимость услуг гида, которые в Поляне сейчас просто за рамками здравого смысла и по такой цене никто в здравом уме гида там брать не станет, и катание станет более организованным.

Даже этого для начала будет более чем достаточно для снижения опасности.

Так просто, почему же не делается? Не делается, да потому, что выгоднее опасно. Да. Чем опаснее и менее информативно, тем местным выгоднее. Наличие такой информации резко снимет спрос на гидов и на лавинные семинары. В Австрии есть ледник Китштайнхорн. Он один из первых разметил фрирайд-маршруты и официально объявил о фрирайде на курорте. И тут же гидов стало в разы меньше. Их, почти, перестало там быть. Они не пропали, они стали инструкторами по фрирайду и начали не просто показывать дорогу, а начали учить катанию вне трасс. И количество неприятностей на курорте резко снизилось. Но, кому это надо в КП? Никому

На словах все будут охать и ахать и призывать быть внимательнее, разумнее. На деле никто ничего не будет делать.

К чему я это и зачем: к тому, что нам всем надо понимать, что кроме нас самих нашей безопасностью никто заниматься не будет. Только мы сами можем минимизировать риск опасности от наших увлечений. Не стоит никогда пренебрегать лавинным оборудованием, лавинными семинарами и прочими учебными программами по поведению в горах. Все это при нашей инфраструктуре нам очень полезно.