Снижение риска фрирайда - полезная идея.

1
min read
A- A+
read

Новый 2019 год только-только начался, а счетчик жертв в лавинах разгоняется не на шутку: Кировск, Красная Поляна и вот 9-го список жертв пополнился погибшим на Эльбрусе лыжником. Каких только постов и комментов не пишется на тему лавин и жертв, но, на мой взгляд, в них во всех нет главного - реальных предложений решения проблемы минимизации риска катания вне трасс. Сегодня суббота и я хочу поделиться идеей о том как можно реально снизить риск катания вне трасс в России.

Почему есть риск? От чего он зависит? Как его уменьшить? - ответов на эти вопросы великое множество и вариантов решений много: от банального запретить до непонятного в реализации повышения культуры катания и развития компетенций катальщиков. Про все это можно говорить вечно и не придти ни к чему. Но, чтобы риск реально снизился и чтобы не надо было скидываться на помощь близким погибших друзей надо делать что-то реальное. И у меня есть реальное предложение что полезного можно сделать в направлении снижения лавинного риска при катании вне трасс. 

Многое делается. Реально. В последнее время очень много компаний и частных гидов организуют и проводят лекции и практические занятия по безопасному катанию. И это отлично. Но, во всех лекциях, книжках или рекомендация по фрирайду есть момент: перед катанием изучите лавинные бюллетени.... Упс. И вот тут есть проблема: совершенно понятно, что это абсолютно логично и правильно, но никак непонятно где их в России брать? В цивилизованных европах на сайтах курортов есть информация о лавинной обстановке (лавинные бюллетени), а в России то такого нет. Конечно. есть много катал которые не читают ничего, не думают ни о чем и вообще голову не включают, но есть, и достаточно много таких, которые думают и читают и которым информация о лавинной обстановке была бы полезна. И вот, как минимум, за них и можно побороться. 

Я давно думаю как можно решить проблему отсутствия актуальной лавинной информации и идея у меня давно созрела, но есть сложность в реализации - я не владею оперативной информацией о лавинной обстановке на местах потому, что не сижу на одном месте и не слежу за состоянием снега, а других источников ее получения, как я написал выше, нет потому, что бюллетеней нет. Но, это не значит, что идея не реализуемая. Реализовать ее можно и для того чтобы она таки реализовалась я ее сегодня отдаю совершенно бесплатно. Отдаю в надежде, что ее прочитают те кто обладает ресурсами и имеет определенные возможности и сделают с моим участием или без него, что,  в данном случае неважно, потому как важна суть и безопасность катания, а не ПиаР на данном вопросе. 

Сегодня в начале 21-го века, в эпоху когда сайты и блоги есть даже у бездомных собак, не иметь на всю страну сайта о лавинной обстановке на основных курортах страны, с учетом того, что таких курортов, по-большому счету три - преступление и великая тупость. Тем более, что на курортах есть или работающие лавинные службы как в Красной Поляне, или работающие на постоянной основе толковые гиды которые отслеживают лавинную обстановку и которые являются или амбассадорами или райдерами брендов или компаний. 

Идея проста: 

- создать простой примитивный сайт с разделами по курортам и с возможность простого и быстрого добавления актуальной информации о состоянии лавинной опасности. Использовать стоит сразу нормальную европейскую или американскую систему, а не устаревшую российскую по которой есть только два варианта степени опасности: опасно или неопасно.
- договориться используя существующие партнерские отношения с работающими на курорте и владеющими информацией о лавинной обстановке спецами о размещении актуальной информации.
- просто поддерживать сайт и популяризировать его с возможностью последующей монетизации

Как и кто может реализовать проект: 

В реализации есть только одна проблема - нужна кооперация. Кто-то должен сделать сайт и поддерживать его, а кто-то должен размещать на него актуальную информацию. Главная сложность в оперативном и своевременном размещении информации. Те у кого она есть, вероятно, не очень захотят на регулярной основе ее размещать - зачем людям за просто так дополнительная нагрузка в жизни которая ничего не приносит и не дает? Тут можно использовать два варианта решений:
- воспользоваться партнерскими отношениями, если таковые есть. Например, если лавинный специалист является амбассадором определенного бренда, а бренд видит для себя интерес или в создании такого ресурса, или в участии в его создании, то бренд может добавить в амбассадорский контракт пункт о сотрудничестве специалиста в проекте по актуализации лавинной информации. 
- бренду или компании заинтересованной в участии в реализации проекта стать спонсором проекта и просто оплатить работы специалиста по актуализации информации.

Может ли быть такой ресурс полезен и популярен? Полезен будет точно. Многотысячной аудитории у него не будет точно. Но вся аудитория будет совершенно точно тематическая и ценная - это будут только те люди которые реально катаются, а не философствуют о вопросах катания на диванах. 

На мой взгляд такой проект может внести реальный вклад в повышение безопасности внетрассового катания. На нем можно так же разместить статьи по безопасности катания, проведения поисковых и спас-работ, рекомендации по лавинному оборудованию и инвентарю, анонсы интересных программ и курсов, рекламу горнолыжных товаров и услуг. 


Я точно знаю, что среди читателей моего сайта и блога есть представители индустрии которые вполне могли бы реализовать или поучаствовать в реализации такого проекта.

Данным постом я обращаюсь именно к Вам: давайте сделаем или сделайте. Это полезно, это легко и это будет работать и принесет вам не только имиджевые, но и денежные дивиденды. Давайте перейдем от разговоров к делам. Никто кроме нас не сделает полезную информацию о лавинном состоянии снега доступной. Лекции, семинары, тренинги и школы на которых рассказывается про лавинные бюллетени не работают если нет бюллетеней. Станьте первым кто просто возьмет и сделает полезное и нужное дело. Если они будут гибнуть такими темпами в лавинах то скоро некому будет продавать горнолыжный инвентарь. А на биперах, спрос на которые с каждой лавиной растет, состояния не сделать. Есть вопросы - обращайтесь и помогу всем чем могу. 


В реальности, я совершенно точно понимаю, что никто и ничего не сделает. Вот не знаю почему, но мне так сильно-сильно кажется. В итоге или "денег нет", или "не работает", или "ваще непонятно как, я же не настоящий маркетолог, я же просто в лыжах типа разбираюсь". Но, уверен, что ничего по итогу не будет сделано никак. Никакая ни ассоциация, которая тоже могла бы создать такой ресурс, ни федерация, которые вообще непонятно чем заняты, ни коммерсанты - ничего никто не сделает. Грустно от этого сильно. Пока получается, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Но, отличный повод выяснить кто из индустрии реально готов делать что-то полезное, а кто просто на лекции по лавинной безопасности заманивает народ с целью продать что-нибудь ненужное - типа вызов.