Новый год - что дальше?

Что же, вот и прошел еще один год, прошел и упущенное не догнать, праздники отгулялись, оливье доеден и пора возвращаться в реальность, планировать новый год и начинать его жить чтобы к его концу при произнесении тоста за прошедший год было что-то иное и более позитивное чем традиционное: "год какой-то был неочень...". Сегодня первый блоговый субботник нового года и я хочу его посвятить планированию и прогнозам будущего. Поехали. 

Вообще, лично меня, чего я и вам желаю, всегда больше интересовало будущее. Точнее, только оно меня и интересует в жизни. То, что было, или, даже, то, что уже точно случится и понятно как оно случится - уже случится, это уже состоявшаяся реальность и она не интересна. Например, тесты новых моделей лыж для меня уже случившийся факт потому, что все в нем мне известно и понятно - иди и тестируй. То же самое по тестам ботинок. Разница только в том, что в ботинках есть повод подумать о категориях и деталям процесса тестирования. Но, по-сути, это все равно уже понятный процесс который стал рабочей рутиной. Это уже не интересно. Интересно только то, что пока не сделано, что пока только в формате идеи и некоторой несформированной мысли - что ждет нас завтра, куда будет двигаться индустрия, что будет трендом? 

Определить тренд невозможно, его можно только предполагать основываясь на направлении движения прогресса. То есть, смотрим как шло развитие до сегодняшнего момента и мысленно продолжая движение предполагаем будущее. Как минимум, лично я так делал всегда и часто получалось и время показывало, что ход моей мысли был верным. 

К примеру, в 2014-15 годах я был точно уверен, что через три-четыре года придет эпоха повального увлечения фрирайдом. Вот прошли эти годы и что мы видим: даже самые отсталые в идейности магазины полностью переориентируются на фрирайд, горнолыжные школы включили в свои услуги ски-тур и фрирайд, курорты, ну за редким исключением, начали популяризировать фрирайд. Угадалось. Сбылолсь. Случилось.

Немногим ранее я начал делать обзоры и тесты лыж потому, что полагал, что это нужно и интересно несмотря на то, что вся "горнолыжная общественность" твердила об обратном. Что имеем сегодня: только ленивый и совсем недееспособный этого не делает. 

Пришел новый год, все сделанные прогнозы сбылись - настало время новых прогнозов. Повангуем! 

Если брать среднесрочные перспективы, то я точно уверен, что за ближайшие 5 лет произойдет полный разворот вектора интереса в сторону трассового катания. То есть, полный уход из фрирайда интерес к которому уже прошел свой пик и возврат к трассовому катанию. Популяризации техники и спортивных дисциплин не будет, но инвентарные вопросы и проблемы выбора курортов для хорошего трассового катания будут набирать популярность. Начнут появляться местячковые соревнования среди любителей которые вполне могут вырасти во что-то приличное и интересное, как, кстати, это уже было лет пятнадцать назад, но потом ушло в небытие. Начнет повышаться популярность местных локальных курортов выходного дня. И в целом ценности катания развернуться в сторону более простого и понятного трассового катания. Причин на то великое множество.

Во-первых, популярность фрирайда была основана исключительно на понтовости, а срок жизни понтов не вечен и даже сильно ограничен - как только понты становятся массовыми они перестают быть понтами.

Во-вторых, фрирайд требует хорошего снега и благоприятных условий катания, а у нас народ не готов принять возможность погоды быть непригодной к катанию. Не готовы наши фрирайдеры планировать свои вылазки: все хотят ехать в удобное время в понятное место и вынь и полож им каталку с хорошим снегом: я приехал, оплатил - я должен кататься. В итоге или расстройства или жертвы и травмы - не прикольно.

В-третьих, фрирайд требует уровня катания, а у нас поголовно есть желание купить лыжи которые едут сами, приехать на снег который везет сам и найти горку по которой может проехать каждый да так чтобы на ней целина была идеальная - но так не бывает даже в сказке.

В трассовом же катании все намного проще: если есть нормальные лыжи и нормальный уровень катания то покататься можно везде и всегда. Это все и решит в сторону трассы. Да, будет усиление значения техники катания, но без фанатизма - ровно настолько чтобы было достаточно для ощущения разницы между лыжами. Трассовое катание сегодня незаслуженно сильно недооценено, а фрирайд сильно переоценен и должна произойти балансировка. 

Естественно, речь идет о фрирайдерах "массового" фрирайда. Не о экспертах и продвинутых которые готовятся к сезону, работают над катанием, тренируют отработку спас-работ, давно изучают разные споты и уже смирились с тем, что снег надо ловить, искать и за ним гоняться - эти останутся в своем увлечении. Те же, кто только попробовал потому, что "круто" и "модно" наиграются и вернутся в трассу постигать тонкости катания или вообще уйдут из лыж в очередное новое увлечение.

Так было с очень многими новомодными увлечениями которые ярко вспыхивали и быстро гасли и фрирайду не миновать сей судьбы. Опять же, обратите внимание на то, что те немногие соревнования по фрирайду которые были еще в прошлом году прекратились. Конечно, ключевой момент в том, что нет денег, но их никогда не было. Но, не стоит забывать о том, что деньги давались со стороны бизнеса, а именно с его стороны интерес к горным лыжам тоже сильно падает и отсюда следует следующее предположение.

С точки зрения инвентаря я уверен, что в ближайшие три года лыжи сильно подешевеют. Эта тенденция уже есть потому как основные игроки не зарабатывают на лыжах и используют их для привлечения покупателей показывая низкие цены на лыжи: люди видят низкие цены на ключевой товар и полагают, что в данном магазине дешево все - попались. Основной заработок делает на одежде, масках, ботинках и прочих мелочах. Лыжи только приманка. И этот тренд будет активно развиваться. Потому как владельцы и управляющие брендами в горнолыжной теме полностью "профукали" горнолыжную тему.

На сегодня я вижу только ценовую конкуренцию в горных лыжах. Притом, сами лыжи реально перестали быть товаром для заработка. Как так получилось? Да очень просто. В горнолыжной индустрии работают лыжники и увлеченные лыжами люди которые решили, что раз они разбираются в лыжах то они и в коммерции и в маркетинге разбираются. В итоге получилось то, что получилось - все лыжи одинаково хорошие и все подходят всем. Как результат - единственное, что отличает одни лыжи от других в глазах потребителя - цена. С точки зрения маркетинга никто никогда в России не занимался развитием рынка и увеличением количества увлеченности людей горными лыжами и... естественно, роста спроса не происходило, не происходит и не планируется. Если рынок только эксплуатировать с целью получения прибыли и ничего не вкладывать в его развитие - он неизбежно сдохнет. Что скоро и произойдет - в том виде в котором рынок есть сейчас он точно умрет. 

Общий интерес к горным лыжам у крупных компании именно в России сильно снизится. Спрос на горнолыжку или падает или растет существенно медленнее чем на бег, беговые лыжи, хоккей или теннис, а именно так обычно комбинируют товарные направления компании горнолыжной индустрии. Я думаю, что уже в ближайшие пару лет компании которые у нас строго ассоциируются с горными лыжами начнут активнее заниматься негорнолыжными товарными направлениями. Что и логично - Россия негорнолыжная страна, а бизнес есть бизнес.

По курортам, сервису, турфирмам и новым продуктам в области организации катания я не жду никаких изменений и новостей. Тут ничего не произойдет ни в ближайший год, ни в два и ни в пять. Те кто уже ездит на российские курорты продолжат на них ездить потому как уже привыкли. Те кто ездит в Европу продолжат туда ездить так же как ездили сейчас не рассматривая альтернативные варианты. Спроса на новые тур-продукты никак не ожидается и браться ему неоткуда.

В общем, можно подытожить так: ждем снижения стоимости инвентаря и следовательно перекоса в сторону выбора лыж, а не в сторону техники катания, а по катанию перекоса в сторону трассового катания по вельвету. 

Выводы? Естественно, за любым прогнозом должны быть выводы. В моем случае касательно данного проекта выводы такие: больше внимания тому на что интерес растет - тесты ботинок и прочего инвентаря и местам катания и меньше внимания тому на что интерес падает - школам и программам. 

Лично мне наше с вами горнолыжное будущее видится так. Может показаться, что видение не очень позитивное, но и мои предположения о популяризации фрирайда многим казались утопическими и кошмарными. Тем не менее они сбылись и время показало, что они были правильными. Уверен, что и в этот раз время подтвердит мои догадки. Хотя, если случится иначе я тоже не расстроюсь потому как мои увлечения и приоритеты не зависят от трендов. 

Другие заметки:

Универсальные лыжи: спираль закручивается...

На мой субъективный взгляд универсальные лыжи - самая сомнительная и мутная категория лыж. Причин почему именно так сложилось я точно не знаю.


Задняя стойка или, а есть ли в современном катании передняя?

Если пройтись по горнолыжным форумам и почитать тем с обсуждением катания людей начинает складываться ощущение, что поголовно все катаются в задней стойке. Что ни человек - то задняя стойка.


JFT Chamonix 2014

Четвертый год этап в Шамони открывает сезон юниорского чемпионата по фрирайду. Мы в нем принимаем участие второй раз. Уже можно говорить о формировании традиций. Как это было глазами участников.