О ски-туре замолвим слово - 2

Некоторое время назад я писал первый пост с вопросом о том что такое ски-тур. Наверное, все кто мог что-то ответить ответил, а кто не мог тот уже и не ответит и ждать далее нечего и можно подвести итоги опроса. Ну и конечно дать свой вариант ответа который у меня есть с самого начала моего занятия ски-туром.

Результаты опроса для меня не стали открытием. Не стану вдаваться в детали, но все ответы ушли ровно в два направления:
- ски-тур это инструмент позволяющий дойти до начала хорошего спуска и выйти после выката к цивилизации.
- ски-тур это инструмент позволяющий выбраться к цивилизации или разрешить внештатную ситуацию если что-то пошло не так.

Это очень характерное для России восприятие ски-тура в целом по индустрии. Признаюсь честно, я давно наблюдаю за развитием данного направления и достаточно глубоко вникаю в то, что и как происходит и потому вопрос который я поднял касательно ски-тура у меня и возник. Не буду обсуждать что не так и почему потому как таковой цели у меня нет, а перейду сразу к своей версии главного применения ски-тура во фрирайде.

Определить главное назначение ски-тура, как и у любого инструмента, а ски-тур это просто инструмент, можно двумя способами. Надо или вернуться к истокам и найти то с чего все началось, или перебрать все возможные варианты применения ски-тура и найти те которые без ски-тура не решаемы и это и будут главные назначения ски-тура. Давайте применим оба варианта и найдем истину.

Как известно ски-тур это инструмент альпинизма и прямого отношения к катальщикам на горных лыжах он не имел. Альпинисты на лыжах всегда ходили и будут ходить. Более того, лыжи в альпинизме есть не только горные и крепления в них под совершенно обычные альпинисткие ботинки. Потому как альпинистам не важна эффективность управления лыжами на спуске.

В определенный момент развития горнолыжной индустрии лыжников становилось больше и больше и им начало становиться тесно в рамках курорта где они поднимались на подъемниках и спускались на лыжах. Потом еще и ратраки появились и любителям свободного катания стало и совсем тоскливо - трассы съедали интересные склоны для катания. И начали они искать новые места катания. А у катания в новых местах есть ряд сложностей. Основная сложность заключается в том, что надо перед тем как ехать посмотреть то место по которому поедешь. Ну, как минимум, чтобы не было там обрывов, трещин и прочих очагов опасности, ну и чтобы приехать туда куда надо на спуске, а не куда-то куда получилось. И лыжники стали обращаться к альпинистам с вопросами "а что там вот за перевалом и можно ли там кататься". Альпинисты имели возможность передвигаться по горам спокойно и они знали как и что в диких местах. Так появились первые горнолыжные гиды. То есть, первыми гидами у фрирайдеров были альпинисты. И именно альпинисты и принесли во фрирайд ски-тур. Далее началось изобретение креплений которые позволяют и ходить и кататься и появился ски-тур в том виде в котором мы его знаем сегодня. Это если просто и без деталей.

У появившегося таким образом инструмента оказалось много полезных применений. Ски-тур действительно позволяет и зайти на старт, и выйти после спуска, но и зайти и выйти можно и без ски-тура. К примеру, в Кировске на 25-том километре и по сей день при выкате с обратки люди без ски-тура выкатываются на снегокатах которые заказываются у подъемника. А на место старта спокойно ходят ногами по хребту. То есть, выход на старт и выход к цивилизации без ски-тура решается. А вот зайти в неизвестное место для ознакомления со склоном по которому планируется спуск иногда без ски-тура не получится. Выходит, что основная задача ски-тура это изучение местности с целью поиска интересных мест катания, а уже потом выход на старт и выход с финиша.

Я не знаю почему, но в российском фрирайде момент с самостоятельным катанием не развивается никак и нигде информации о том, что ски-тур является основным инструментом фрирайд-разведки я не встречал. У нас популяризируется только одна формула фрирайда: возьми гида и катайся. Самостоятельное катание у нас, почему - то, тщательно отвергается считаясь опасным по-определению. Однако, опасным является только катания без просмотра, без подготовки, без понимания и без головы. Безусловно, катание по формуле "еду куда вижу" не является безопасным и с ним надо бороться. Безусловно гид это отличное решение для легкого и быстрого катания когда есть всего несколько дней и хочется побольше покататься без разведок, исследований и обследований. Но, ни для катал катающихся без головы, ни для катал с гидом ски-тур особо и не нужен. Если курорт на котором происходит катание достаточно большой то и с подъемников можно неделю катать неперекатать.

Самая полезная способность ски-тура в возможности идти по снегу наверх. Когда ты идешь наверх ты не приедешь к обрыву или сбросу - ты придешь к стене. В таком случае ты легко развернешься и вернешься. Именно поэтому разведка и поиск новых мест катания с применением ски-тура особенно эффективны и безопасны и именно для этого ски-тур и начал применяться во фрирайде. Другого и более простого способа исследования территории катания пока не придумано. Получается, что ски-тур это инструмент для тех кто выходит на уровень самостоятельного катания с поиском интересных мест катания. Лично в мою практику ски-тур пришел именно тогда, когда мне перестало хватать катальных мест которые видны с общедоступных территорий, а как правило, они всегда и укатаны в свинорой потому, что всем понятны и известны, и мне понадобилось "заглянуть". И именно решение вопроса "заглянуть" я для себя в ски-туре и нашел. Все остальное, при желании, решается без ски-тура. Ну, если конечно, не принципиально проехать именно там где ну совсем никто и никогда. Но, в таком случае, без ски-тура точно не посмотреть склон перед спуском.

Не претендую на полную истинность своего мнения. Уверен, что найдется много людей способных высказать свое "Фи". Это всего-лишь мое мнение и я имею на него право так же как вы имеете право на свое мнение.