Обеспечение безопасности на курортах - кто же должен ей заниматься?

Травмоопасность на горнолыжных курортах всегда высока, но на российских курортах она огромная. Совсем недавно на одном из курортов столкновение двух катальщиков унесло жизнь одного из них. Соц-сети вскипели в поисках решений в области повышения безопасности. А есть ли такое решение и в какой области его надо искать? Что должны делать курорты чтобы обеспечить безопасность отдыхающих? Сегодня суббота и самое время поразмышлять о серьезных вопросах.

Совершенно точно понятно, что травматичность бывает разной. Я бы делил травмы на три типа: Само-травмы, инфраструктурные и социальные. Само травмы это травмы в которых виноват сам травмированный. Например, человек сам упал от усталости и получил травму или получил ее по причине несоответствия инвентаря условиям катания или условия изменились и отдыхающий с ними не справился. Инфраструктурные это травмы полученные по вине курорта на котором человек катался. Например, падение с не огражденного каменного утеса, травмы полученные на подъемнике в связи с неправильной организацией процесса работниками курорта, травмы полученные по причине отсутствия навигации, плохого качества снежного покрытия. Социальные травмы это травмы полученные от взаимодействия с другими отдыхающими.

Понятно, что само-травмы всегда были и будут и бороться с ними бесполезно. Ну, конечно, если в прокатах дают исправное оборудование. В остальном снижение данного вида травматизма дело рук самих отдыхающих. Инфраструктурный травматизм в последнее время существенно снизился потому как подъемники на курортах современные, техники и персонала хватает и все, более или менее, стало прилично. Да и понятно кто и как должен вопрос решать и обсуждать нечего. А вот с социальным типом травм сложнее. Их больше всего и они трагичней всего. Основная причина данного типа травм - "снаряды" или "ракеты". Это неуправляемые лыжники которые совершенно и не умеют кататься и не собираются учиться полагая, что основной кайф от катания на горных лыжах - скорость. В итоге скоростные столкновения и... Как бороться с такими?

Все основные предложения от пользователей соц-сетей по снижению травмоопасности направлены на "наказать", "ограничить" и "контролировать". Все эксперты ссылались на европейский опыт, лыжную полицию, штрафы и наказания. Предполагается, что если ввести правила ограничивающие скорость и организовать структуры которые будут карать за нарушение то наступит счастье.

Возможно. Все же есть примеры когда кары и наказания останавливают людей от совершения определенных поступков, но для этого должны быть выполнены определенные условия. И, к сожалению, в вопросе травмоопасного поведения на курортах ни штрафами, ни полицией, ни блокировками ски-пасса ничего не решится. Я достаточно много бывал и бываю в Европе, но полицию на склонах видел не часто, ну а чтобы кого-то ловили не видел ни разу вообще. Меня самого ловили за внетрассовое катание в неположенном месте, но сейчас не об этом. Я часто встречаюсь с представителями европейских курортов и муниципалитетов и спрашиваю как у них решаются те или иные вопросы и ни разу от них не слышал о том, что полиция и штрафы на их курортах имеют существенное значение в вопросе повышения безопасности катания. Но, что же тогда надо делать для того чтобы катание на наших курортах было безопасно?

Ответ найти просто. Достаточно разобраться в причинах которые заставляют нарушителей вести себя опасно для окружающих катаясь по-прямой на бешеной скорости на которой нарушитель уже не в состоянии управлять лыжами. Почему в России лыжники так катаются, а в Европе не катаются?

Все просто. В России очень малая часть населения вообще понимает что такое горнолыжный спорт и горнолыжное катание. Да и как узнать то? По телевизору трансляций нет, местных локальных соревнований в регионах которые бы были массовыми нет, звезд горнолыжников нет. Люди приезжают на курорты не потому, что они фанаты горных лыж, а потому, что такие курорты это единственное место которое рекламируется, предлагается тур-фирмами и популяризируется и где есть приличный уровень сервиса и организован досуг. Но, на самом деле, большинство людей отправляясь на курорт совершенно не представляют что такое катание, каким оно должно быть и в чем его суть. По приезду они берут лыжи в прокате и идут кататься. На горе они видят как сотни человек носятся на лыжах по-прямой и совершенно обоснованно предполагают что именно так и надо кататься. Поднявшись на подъемнике они пробуют так ехать и у них получается. Ибо не может не получится на лыжах ехать по-прямой просто расставив ноги пошире. Ну страшно, но они логично полагают, что это же экстремальный вид спорта. Нам же везде в СМИ рассказывают, что горные лыжи и сноуборд это экстрим. Вот у людей и есть экстрим. Более того, многие в абсолюте уверены, что такое катание правильное. Я лично многократно слышал упреки к лыжникам катающимся технично со стороны "летающих ломов" в том, что они часто поворачивают и мешают "кататься".

Так вот, штрафы и наказание работают только тогда когда человек понимает, что действие за которое наложен штраф неправильное и известно и доступно правильное действие которое позволяет избежать наказания. В противном случае человек даже не будет понимать за что его наказывают и в итоге будет только негатив и протест. Ни полиция, ни блокировки ски-пассов, ни штрафы ничего не изменят потому, что "летающие ломы" не понимают, что они делают что-то неправильно. Разруха, как известно, в головах. "Так катаются все" - именно так они думают. "В лыжах важна скорость" - полагают они катаясь со смартфонами фиксирующими их скорость. У них даже есть соревнования между собой на максимальную скорость и они совершенно уверены, что они правы и именно и только в этом и есть кайф в горных лыжах. Но, что же делать?

О том что делать я писал уже года 3-4 назад. Но, мысль не сложная и мне проще ее повторить чем искать в архивах.

Нужно делать три вещи: 
- Популяризировать горнолыжный спорт. Нужно чтобы еще до начала принятия решения о выезде на горнолыжный курорт человек был знаком с тем что такое горные лыжи и как на них катаются. Не в плане техники, а в глобальном понимании: горные лыжи это контролируемый спуск с горы на лыжах поворотами. Для этого надо показывать спортивные соревнования во всех дисциплинах. Тогда люди будут знать что есть технические виды, скоростные, фристайл и фрирайд. Посмотрят на то как спортсмены на скорости падают и чем это заканчивается и будут немного подготовлены теоретически к моменту приезда на курорт.
- Приехав на курорт человек должен увидеть картину аналогичную картине на европейском курорте: спокойно катающиеся люди, групповые и индивидуальные занятия на склонах. Только так увиденное ранее по телевизору найдет отображение в реальной жизни.
- Обеспечить доступность получения услуг обучения. При малейшем желании позаниматься с инструктором получить такие услуги должно быть элементарно просто и доступно.

Именно так этот вопрос решается в Европе. И ничего более. Горнолыжный спорт популяризируется так же как у нас в стране футбол и как у нас все знают правила футбола так там все знают как устроен горнолыжный спорт. А на курортах делается все чтобы количество инструкторов всех уровней и мастей было максимальным. Я ни разу не слышал чтобы в Европе на горнолыжных курортах вводились ограничения на работы инструкторов. Такие попытки были в паре мест пару раз, но они были прекращены моментально.

Кто должен этим заниматься? С одной стороны этим должны заниматься точно не курорты потому как транслировать по ТВ горнолыжный спорт курорты точно не могут. Возможно тут должна работать федерация. Это ее работа. Но, организацией работы инструкторов точно должны делать курорты. Это их область ответственности. Лишь бы не было монополизации на государственном уровне и была альтернативность выбора.

А теперь, давайте посмотрим, что происходит в реальности и предположим что нас ждет в вопросе безопасности катания.

Трансляций горнолыжного спорта нам ждать не стоит. Те которые были сместили на каналы которые может смотреть крайне малая часть населения. С инструкторами и того хуже: курорты не только ничего не делают для увеличения их количества, но и напротив борются с ними всеми силами организуя специальные службы по борьбе с "черными инструкторами". Но, по сути, какая разница какого цвета инструктор? Любой инструктор полезен потому, что он инструктор и он может донести до некоторого количества новичков то, что горные лыжи не имеют ничего общего с неуправляемыми гонками по-прямой. Для повышения прибыльности инструкторской службы надо бороться не с конкурентами, а привлекать большее число клиентов чтобы хватало всем: и черным, и белым, и красным, и зеленым, и голубым. Надо популяризировать необходимость обучения катанию, показывать преимущества умения катания над неумением, создавать пакетные предложения "проживание/катание/обучение", формировать благоприятные условия для инструкторских школ и клубов... В общем, работать над увеличением клиентов, а не бороться с конкурентами.

Нам надо смириться с тем, что в процессе выжимания курортами прибыли мы с вами, к сожалению, только фишки на игровом поле и наша безопасность совершенно никого не волнует. Деньги которые можно заработать на "белых инструкторах" существенно важнее чем наше с вами безопасное катание. Мы кегли по которым "летающие ломы" лупят страйки.

Берегите себя сами, больше некому.