Про лавинную безопасность во внетрассовом катании

Если я попытаюсь посчитать случаи когда я слышал убежденные речи о том, что на курорте лавины не ходят, то я могу смело сказать что это было не менее тысяч раз и точно не ошибусь. У лыжников и бордеров начинающих ездить внетрасс есть абсолютная убежденность, что лавин на курортах не бывает ровно потому, что это курорты. Можно подумать, что снегу не все равно где сползать с наклонной поверхности. Но... Вот одна история из лично моего опыта катания вам для подумать.

Дело было в ноябре 2016 года в австрийском Штубае на тестах Спортчек. Погода была для тестов безобразная, а вот для фрирайдеров многообещающая - было ветрено, регулярно шел снег, температуру шатало достаточно сильно. Ветер в совокупности со снегопадами идущими по всему региону носил достаточно большие объемы снега и то и дело появлялись условия которые очень любят начинающие внетрассовики - поля ровного свежего глубокого снега. Естественно, они тут же раскатывались обилием катальщиков в свинорой, что еще больше их привлекало потому как каждый из них думал "раз один проехал и не сошло то и не сойдет". И так было дня три или четыре.

Так как для нас давно количество свинороя не повышает его качества и мы приехали на тесты то нас не особо волновало что происходит и кто что раскатывает. Было точное понимание что выходить в данных условиях вне трассы нельзя. Приехавшим с нами за компанию любителям потестить лыж мы точно и понятно объяснили что и где можно в текущей ситуации катать и занялись делом.

На леднике Штубая есть пара мест на которые, при хорошем снегопаде, "фрирайдеры" летят как мухи на ... Они теряют волю когда видят эти два "лба" ровных как простыня с уклоном и легким доступом с подъемника. Естественно, что через очень короткое время наши попутчики начали подрываться катнуть самый ближний. При первой же попытке были отловлены и с ними была проведена кинестетическая разъяснительная работа. Но. Ты не ты если не катнул. Видимо такое решение было у них в голове когда они отправились на второй "лоб".

Совершенно очевидно, что после их бахвальства проездом на них было наложено клеймо позора, проведена воспитательная работа с лекцией по анализу рельефа, основам лавиноведения и по выбору линии. В ответ они только обвиняли нас в занудстве, в том, что все эти претензии к ним это выдумки и полная ерунда потому, что ничего же не случилось, да и не могло. Аргументов было ровно два: "Да что может быть с нами на курорте если мы проехали между склонами?" и "да там до нас сто раз проехало сто человек и ничего не случилось".

Как часто бывает в таких ситуациях, повисло состояние неопределенности в вопросе "кто же, все же, прав?". Этот вопрос возникает каждый раз когда запрещаешь проезд по какому-то месту, а потом по нему проезжают другие и ничего не случается. Каждый раз на него нет ответа и кто-то делает вывод, что лучше перестраховаться, а кто-то наоборот решает, что ничего страшного нет и лучше катнуть и жалеть чем не катнуть и жалеть.

И все бы так и осталось на данной точки нерешенного вопроса, но у данной истории есть продолжение которое частично отвечает на данный вопрос.

Развязка.

Не прошло и 10 дней после нашего возвращения из Штубая и в ленте фейсбука я нахожу интересный отчет с картинками о сходе лавины. Притом, что после нашего отъезда там не было ни одного полноценного хорошего снегопада, там сошла отличная лавина и... ровно в том месте где катали наши доблестные "орлы". Ровно между двумя склонами.

Те кто хорошо ориентируется в Штубайском леднике узнают это место. Это правее основного склона если смотреть на него снизу вверх. На фото видна станция Ейсграт, склон, подъемники. Чтобы проехать по этому "лбу" не надо вообще никуда лезть или идти. Можно прямо с подъемника на него заехать и рвануть к другому подъемнику. Это самый центр курорта.

Маленькая лавинка? Во-первых, совсем не маленькая. Во-вторых, тяжелая, вязка и до грунта. Камни, как видно по фото, она потаскала хорошо. Думаете, что человек в нее попавший имел бы шансы выжить? Очень сомнительно.

Вывод.

Мораль истории в том, что нет никакого внетрассового катания. Независимо от того на метр, два или на километр вы отошли от подготовленной трассы - вы попадаете в зону дикой природы где есть свои опасности о которых надо думать именно и только вам. Не важно на курорте вы или рядом с ним и сколько человек проехало до вас - опасность есть всегда и именно ВЫ и только ВЫ должны заботиться о своей безопасности. Райдеры катающиеся вне трасс бывают или смелые или старые. Иначе никак не бывает.

Грустно? Страшно? Не для меня! - Можно и так к этому относиться. А можно и иначе.

Просто подходить к вопросу так как учат на всех курсах фрирайда: серьезно с хорошим занудством и всегда перед проездом смотреть место проезда, анализировать его, думать, принимать решение о проезде и только потом ехать. Или не ехать.

Зачем я написал этот пост? Только затем, чтобы обратить внимание на то, что во фрирайде надо быть очень внимательным и осторожным. Нельзя пренебрегать безопасностью, инвентарем и правилами поведения. Не стоит экономить на лавинном оборудовании считая, что "ну я же далеко не лезу". Перед катанием обязательно изучайте вопрос и или учитесь работе с рельефом и построением маршрута, или пользуйтесь услугами гида.

Оригинал поста о лавине: