Школа и программа в Приэльбрусье 2022 год.

Вот и окончилась очередная школа и следующая за ней программа по фрирайду в Приэльбрусье и самое время, по горячим следам, подвести итоги. Тем более, что есть что подвести и о чем поразмышлять вслух. А раз сегодня суббота, то и самое время это и сделать. Возможно, получится, тем самым, восстановить ранее популярный формат субботних неформальных тем. Поехали. 

Школа и программа. 

Итак, начнем со школы. Тут все достаточно стандартно и ожидаемое. Школа прошла успешно, без происшествий и отклонений от намеченного плана. В хорошую погоду занимались катанием, в плохую набирались скилов в области лавинной подготовки и оттачивали навыки поисково-спасательных работ. Не скажу, что все участники превратились в отменных бравых спасателей, но общее представление о том, что и как работает и что и когда надо делать получили. По катанию, традиционно, откатали все доступное с подъемников и соответствующее уровню школы: и Эльбрус, и Чегет. Эльбрус хорош тем, что на нем крайне удобно сочетать трассовую работу над техникой и отработку вне трасс которая доступна прямо тут же недалеко отъезжая от трасс. Потому объехали почти все, что планировали по уровню группы. Из нехорошего можно отметить только нерегулярные встречи с местными, но про это немного позже отдельно. 

С программой категорически все случилось не совсем так как планировалось и тут причин на то много. Во-первых, и это самое банальное, просто не повезло с погодой и со снегом. Снега нового даже принесенного ветром не случилось. Приходилось радоваться отпущенной на солнце корке, да и та, с учетом крепкого минуса на термометре, не часто радовала. В остальном катать пришлось обдутый ветром бетон. От того, выбор мест катания был невелик и небогат. Но, тут уж ничего не поделать, наши курорты, даже с учетом достаточно большого размера приэльбрусского катания, сильно зависимы от погоды и, доступной для Европы, опции «соседней долины» тут нет совсем. Но, нет катания – занимаемся полезными практиками на будущее. В этот раз много внимания уделили работе с веревками и альп-техникам во фрирайде до которых ранее банально не доходили руки и на которые не хватало времени. 

Во-вторых, опять же, нежеланные контакты с местными и об этом так же отдельно.

В целом, все прошло хорошо и все что хотелось получить от выезда то и получилось. Разочарования нет, воспоминания хорошие и добрые. 

Тесты. 

Совершенно неожиданным и, в то же время, крайне приятной добавкой, которая нас очень выручила, в условиях отсутствия катальной погоды и хорошего снега – тесты лыж от Спорт-марафон. 

Огромный выбор моделей, простейшая регистрация, добродушный персонал и все бесплатно – очень приятное мероприятие. Естественно, мы не смогли пройти мимо и не зайти и не потестить. Не скажу, что отнеслись к вопросу с максимумом ответственности, но получилось опробовать несколько интересных моделей и найти некоторые неожиданно прекрасные. Подробности скоро на сайте в виде отчетов. К сожалению, так как-то получилось, что не получилось заснять на видео, но, честно, и не хотелось потому, что хотелось просто покататься и потестировать в свое удовольствие и сверить ощущения между участниками команды. Чуда не случилось: если тестировать одинаково, то и результаты будут одинаковые. Все сошлись в оценках со 100% точностью. 

Касательно тестов, отношения к ним, о том должны ли быть они бесплатными, нужны ли они в таком виде и молодцы ли Спорт-марафон я скорее расскажу отдельно потому, что тема большая и достаточно актуальная. Хотя, то, что Спорт-марафон молодцы готов сказать уже сейчас. 

Динамика изменений Приэльбрусья.

Однозначно туристов стало больше. Даже в сравнении с прошлым годом. Даже с учетом того, что конец января и начало февраля не самое популярное время. 

Однозначно за последний месяц в Терсколе, особенное, появилось много приятных местечек в виде кафешек, магазинчиков, прокатов и прочего. Это радует. 

На полянах Азау и Чегет изменений меньше, или они просто менее заметны. На Чегете открылся крайне приятный и по атмосфере, и по ассортименту пивной бар. Не дешево, но зато вкусно и антуражно. Рекомендую.

По подъемникам и катанию почти ничего не поменялось. На Эльбрусе сделали еще одну трассу, но ее смысл и значение осталось непонятым нами – без нее было явно лучше потому как проложили ее по интересному рельефу, на котором можно было весело кататься, попрыгивая на разных кочках и переломах рельефа, теперь на этом месте унылая скучная кривая трасса. Тем более на ней есть неприятный изгиб, в который при нас убрался парнишка и серьезно переломался. 

Из неприятного могу отметить явно заметное изменение в поведении местных «гидов». Точнее изменение не поведения, а изменение активности, ибо поведение такое было и ранее, но его интенсивность была существенно меньше и потому оно практически не трогало большую часть катальщиков. 

Но, перед тем как перейти к нему я хочу сразу определиться с тем, что я знаю много отличных местных гидов, которые расписаны на весь сезон потому, что работают на высоком уровне качества своих услуг и востребованы. Этих профессионалов все что я напишу далее никак не касается. 

Неприятность в том, что каждый спуск вне трасс и на Эльбрусе, и на Чегете сопровождался неприятными контактами с местными «гидами», не имеющими ничего общего с профессией гида. Суть бесед в том, что это наша гора и кататься тут можно только с местным гидом определение которого не известно и не определено, это наш хлеб и мы должны его есть. Все дискуссии строго односторонние, строго навязчивые до агрессии и угроз. Место и направление катания не имеет никакого значения: вы не избежите общения с «гидами» даже катаясь в рамках обозначенных на схемах маршрутов и трассах. И это крайне неприятно настолько, что кататься не хочется совсем. 

Я не знаю является ли причиной тому приток туристов по причине пандемии или наоборот отток, мне это не интересно и понимать это я не хочу. Но возвращаться сюда я больше точно не хочу. В этот раз мы не катали ничего далекого или сложного. Как я уже писал выше, для этого просто не было снега и в этом не было смысла. И я совершенно не понимаю почему мне в агрессивной форме навязывают услуги «гида» даже не имеющего банального лавинного оборудования при катании на Чегете под подъемником в рамках размеченных маршрутов? 

По итогу, нами практически принято решение о том, что надо сделать паузу в отношениях с данным регионом на несколько лет. Так как это сделали практически все гиды-универсалы, катающиеся со своими группами в разных регионах. А если вы проанализируете ситуацию и историю, то сами легко убедитесь в том, что в Приэльбрусье сейчас остались работать только исключительно местные локальные гиды, все перемещающиеся универсалы избегают данное место. Вероятно, не просто так и, видимо, обстоятельства формирующие такие решения меня настигли только сейчас. Напомню, ранее у меня уже был 10-ти летний перерыв в посещении Приэльбрусья и, стало быть, пора повторить.

Будем надеяться или на то, что границы откроют и станет доступна, хотя бы, Грузия в которой приезжим гидам и инструкторам со своими группами только рады, или на то, что получится решить вопрос проведения своих мероприятий на территории России, но не в Приэльбрусье, например, в Красной Поляне. Может там за период с 2015 года, когда я там был последний раз после чего решил туда не ездить, что-то поменялось в лучшую сторону. Поглядим. Пока решения такие. 

Итого.

Что же, вот такие результаты двух недель катания. Плохо это или хорошо? Да никак. Это просто событийные факты, которые говорят о том, что ничего не стоит на месте и нет ничего постоянного в этом мире и каждый день надо искать что-то новое, двигаться вперед и генерировать идеи и решения. Будем генерировать. Пока жизнь показывает, что именно ограничения приводят к развитию. Еще буквально совсем недавно я в сторону Шерегеша и смотреть не хотел, а сейчас это самое интересное и перспективное для меня направление. Вот так. Возможно, что местные «гиды» с Чегета мне помогли открыть новое перспективное направление. Кто знает, кто знает…