Школы по фрирайду: кататься или шурфить?

За окном совсем негорнолыжная погода и совсем негорнолыжный город Петербург. Сезон закончен, хотя надежда на поездку в Кировск-лэнд еще теплится. Воспоминания о катании еще греют душу и подпитываются из архивов фото и видео материалов и из интернетов. Решил посмотреть на погоды в Хибинах и попутно нацеплялся всякой информации по проводимым там разным школам по фрирайду. Много думал. Естественно не буду давать никакой конкретики про школы о которых почерпнул информации, тем более, что это как раз минимально важно.

Просматривая материалы у меня сложилось стойкое ощущение, что понятие фрирайд в представлении инструкторов работающих у нас в горах это исключительно определение лавинной опасности снега и спасательные работы. В программе школ ровно половина выделяется на копание шурфов и чем больше шурфов будет выкопано тем круче школа, и половина на отработку спасательных работ по спасению попавшего в лавину.

У вас ничего не вызывает странных сомнений?

Если научиться шурфить и определять лавинную опасность то человек не должен попадать в лавину. Или, зачем учиться тому что не пригодится? Или, зачем тогда учиться шурфить если все равно в лавину попадать? Или, зачем шурфить если на то есть лавинная служба? И так далее.

Для тех кто не в теме.

Правильное капание шурфа делается в течении часа на склоне на котором планируется спуск. При этом, шурф дает возможность проанализировать снег именно в том месте в котором он выкопан. Спуск на 100-200-300 метров и картина в шурфе может существенно поменяться. Значит, чтобы определить лавиноопасность склона нужно прокопать несколько шурфов. И что? Кого-то остановит откопанная в шурфе опасность? Кто-то готов в катании, приехав на неделю в горы, тратить час на выкапывание шурфа, а потом со словами "сегодня опасно, пойдем покарвим на склон" не кататься?

То же касается и спасательных работ. Для того, чтобы люди вели себя адекватно при попадании в лавину нужно сначала их очень долго тренировать в имитации спас-работ, а потом стажеровать при проведении реальных спасательных работ. Конечно, знать в теории о том, что делать и как полезно и нужно, но люди не станут за три дня спасателями независимо от того построили они носилки из лыж или нет и смогли они найти рюкзак с бипером под снегом или нет. Бессмысленно их тренировать на спасателя три дня. За три дня можно научить не забывать бипер и не забывать его включать.

В любом случае, ни в одной альпийской европейской школе я не видел чтобы неделями люди в школах по фрирайду шурфили и биперили.

Просто на практике лавинная безопасность больше зависит от выбора места катания, навыка катания, тактики катания и правил поведения. Элементарно выбор безопасного места для остановки, катание по одному, подрезка склона перед спуском, внимательность и собранность при катании существенно снизят опасность катания.

Если вы выкопаете три шурфа и все три вам покажут что все ОК, то поехав тусовкой по кулуару траверсами вы имеете крепкий шанс оказаться на выходе из кулуара в большой снежной братской могиле. И не получится у вас искать друг друга биперами и щупами, как бы вы не умели ими пользоваться, сколько бы они не стояли и сколько бы в них антенн не было, находясь в одной лавине.

Почему так происходит? А причины просты - копать шурф, учиться ползать по хребтам или турить по кулуарам намного проще чем учиться кататься и работать над постановкой техники. Только вот копание шурфов и анализ снега, так же как и проведение спас-работ это удел профессионалов лавинной службы. Обычному фрирайдеру-любителю совершенно бесполезны эти теоретические знания, а за неделю школы они физически не могут перейти в практические навыки. Именно поэтому в школах фрирайда (не в школах гидов и спасателей) не дают сложные решения, а учат элементарным моментам первой помощи и не более того. Все остальное укладывается в простую первую строчку плана ведения спасательных работ при попадании в лавину: "Вызываем спасателей". Не надо путать понятия "кататься" и "спасать".

Участникам же школ по фрирайду стоит задать себе один вопрос: я хочу кататься или быть "спасателем"?

Думаю, что такой простой вопрос может многое прояснить. Опять же, при ответе "Я хочу стать спасателем" стоит идти не в школу фрирайда, а в школу гидов, спасателей или им подобные.