Спонсорство в любительском спорте - миф или реальность?

Какой райдер не мечтает о спонсоре. Но, мечтай не мечтай, а нет в России спонсорства даже в зачатке и пока даже и не намечается прогресса в его появлении. Почему так происходит и что должно произойти чтобы все же оно заработало и у нас? Как обычно все просто и проблема известна.

Уверен, что те кто по субботам почитывает мой блог уже знает ответ - маркетологи! Бинго! Опять они окаянные.

Аргументирую.

Как сегодня работает спонсорство в России в тех единичных случаях в которых оно есть. Спонсор дает что-то райдеру, тот катается. Все. Никаких других отношений нет. Иногда, сам райдер, по собственному разумению, в соцсетях ставит на своих немногочисленных постах теги спонсора. Немногочисленных потому, что райдеры наши не стараются работать на свое продвижение и считают, что их работа это только кататься. Странная позиция, но так сложилось потому как радера никто иному не учил. Далее, спонсор никак не использует данные посты по тегам и все сливается в сортир, все недовольны потому как райдер не сильно рад спонсорским "варежкам" которые он получил в качестве поддержки, а спонсор не понимает что он получил в замен халявных "варежек" и зачем ему вообще это спонсорство надо. И оба, что характерно, правы. Но что не так? А чтобы понять что не так достаточно рассмотреть вариант как оно могло бы быть.

Построим модель конструктивного рабочего и взаимовыгодного спонсорства:

Спонсорство это сотрудничество. Сотрудничество предполагает взаимные интересы. Начнем с интересов райдера. Тут все просто. Он хочет кататься, соревноваться и не тратить время на работу для заработка денег на все эти занятия. Но, так же, если райдер умный, ему надо: его продвижение в профессиональной среде для того чтобы иметь все же возможность зарабатывать. А все нормальные райдеры пытаются зарабатывать на своем профессиональном занятии и лишний PR и продвижение их как профессионалов точно не лишний. Так же райдеру не помешают и другие спонсоры для которых его известность тоже может быть важна. И спонсор вполне может помочь райдеру с рекламой включив его в рекламную компанию своих продуктов которую спонсор все равно делает и включение райдера в рекламу не будет ему стоить ничего. Может быть еще много мелких интересов, но это основной и для всех одинаковый.

Что же может получить спонсор? Если смотреть на вопрос линейно и без мысли то особо ничего спонсор кроме логотипов на райдере не получает, но давайте капнем поглубже по пунктам:
- Сегодня все нормальные компании занимаются развитием своих страниц в соцсетях и привлечением к ним внимания людей. Давно понятно, что во главе угла развития таких каналов продвижения является оригинальный контент. Размещать стыренные картинки и чужие видосики уже не актуально и нужен свой контент. И вот тут кто как не райдер может быть полезен. Достаточно точно определить с райдером сколько, какого и когда контента он должен предоставить и вот вам отличный контент который не надо покупать на стороне. И, что характерно, он еще и с вашим упоминанием и с участием вашей продукцией.
- Если спонсор работает в том же направлении деятельности, что и райдер, то спонсор не просто может, но и должен использовать райдера по назначению. Сегодня только мертвые не делают видео-презентации продуктов и товаров. Видео о товаре работает эффективнее если рассказывает о достоинствах продукта реальный райдер-практик, а не продавец. Оговариваем с райдером такое участие в съемках и делаем на все продукты видео. Не всегда райдеры умеют красиво и точно говорить, но вполне можно написать текст и заставить райдера его выучить. На крайний случай, использовать в видео образ и катание можно всегда. 
- Идеи для рекламы всегда были непростым вопросом. Но, если у вас есть райдер который является некоторым лидером в своем направлении то не надо никакой идеи. Она есть сам по-себе: "Василий Пупкин рекомендует" и фото райдера. Экономия? Работает?
- Продавцов надо учить товару. Кто сделает это лучше практикующего райдера? Спланируй заранее семинары перед началом сезона и получи выгоду.
- У всех нормальных компаний есть интернет-сайты или магазины. Сколько тратится времени и средств на составление уникальных описаний к товарам - огромное количество, не говоря о том, что это огромная проблема потому как мало кто может это сделать. Но что мешает включить в контракт спонсорства и данную услугу? 
- У каждого магазина, будь он спонсорский или партнерский, есть проблема привлечения клиентов. Магазины для этого используют форматы лекций. Далее мысль продолжить не сложно - райдер отлично может провести интересную практическую лекцию.

Это только основные и поверхностные варианты взаимодействия. Далеко не все. Придумать разных других вариантов можно огромное множество.

Естественно, все варианты должны учитывать компетентности райдера и его способности, но я знаю точно, что все поддерживаемые райдеры в Европе точно могут и описания к товарам написать, и лекцию провести, и видео и фото-контент предоставить. Те кто не может не попадает в спонсорские программы.

Понятно, что у нас в России единицы практиков в лыжах которые могут сами свои соц-сети регулярно обновлять и могут два слова в предложение собрать, но они есть и с ними вполне можно работать. Но...

Но, те кто принимает решение о сотрудничестве со стороны спонсора совершенно не компетентен в данном вопросе и не в состоянии понять как можно из спонсорства получить пользу и как построить взаимовыгодные отношения с райдером. Для этого надо быть маркетологом не по должности, а по образованию, а если вы маркетолог только потому, что... Не буду. Все и так все знают и понимают.

Итог. Спонсорство это не миф и не легенда. Это совершенно рабочий инструмент. Но, появится в России он только тогда когда в России появятся профессиональные маркетологи вместо "знакомых директора" работающих сейчас.