Всего в прошлом году мы анонсировали крепления Тектон от Фритчи, а уже в этом сезоне они не только занимают заслуженное лидирующее место в своей категории TLT-креплений с Alpine-пяткой лидирующее место, но и пережили первый этап модификации. Не существенной, но значимой потому как модификация коснулась проблемы выявленной достаточно большим числом пользователей.

В рамках подготоки к новому сезону решил повнимательнее посмотреть, как мои Fritschi Tecton отрабатывают латеральные нагрузки, т.к. на кручение стопы вокруг вертикальной оси. Именно такая нагрузка на этих креплениях привела к перелому, о котором есть рассказ на форуме. Сейчас уже точно не помню, но крепление либо не отстрелило совсем, либо отстрелило уже после перелома. Усилие стояло на 7-ми баллах.

Сразу оговорюсь, что, насколько можно судить, латеральные нагрузки в принципе достаточно сложны для отработки любыми креплениями, т.к. они могут нарастать достаточно плавно, а механизмы отстрела "заточены" на резкие нагрузки. Тем не менее, полезно разобраться, есть ли и в чём отличие между тектонами и обычными креплениями в этой части.

В теории в Fritschi Tecton при латеральных нагрузках должен отрабатывать передний защитный механизм, который как бы и является в них наиболее инновационным. Работает он так: носок ботинка фиксируется пинами в алюминиевой скобе, которая при нагрузках скользит вправо-влево в специально жёлобе на несколько см. После превышения порогового угла боковина скобы с пином откидывается в сторону, высвобождая ботинок.

В моём случае ботинок - это Salomon S/lab Mtn. Проделывал я следующее - вставлял ботинок в крепление, давил на боковину ближе к носку, имитируя поворот лыжи при фиксированном ботинке, и смотрел, как срабатывает крепление. В обычных креплениях происходит следующее: ботинок при увеличении усилия как бы проворачивается на специальном ролике, происходит это плавно, после превышения некоторого критического угла (прохождения как бы вершины окружности) он сразу же высвобождается, как бы отстреливая в сторону.

В тектонах на моих ботинках при прикладывании постепенно возрастающего усилия было следущее: до критического угла ботинок плавно отклоняется, дальше после прохождения критической отметики начинает открываться алюминивая боковина с пином. В этот момент, до выхода пина из крепления, подошва ботинка упирается в небольшой дополнительный пластиковый упор, стоящий рядом с боковой пластиной. Он тоже должен открыться вместе с пластиной, но для этого необходимо приложить дополнительное ударное усилие. Только после этого пин выходит из боковины ботинка, боковина скобы вместе с пластиковым упором полностью откидываются, и ботинок высвобождается. При резком толчке ботинка, более близком к штатной нагрузке, это приводило к тому, что крепление открывалось / не отрывалось, застревая на пластиковом упоре, примерно 50/50.

После гугления, на специализированном ресурсе wildsnow нашлось два комментария - один человек также сломал ногу на Fritschi Tecton при латеральной нагрузке, только в его случае всё закончилось более серьёзной травмой колена. Другой товарищ пишет про то, что на таком же тесте "на верстаке" на его ботинках Dalbello Virus Tour крепления плавно отстреливают, по аналогии с обычными. А на ботинках его жены Scarpa Gea происходит ровно то же явление с застреванием отстрела на пластиковом упоре, как на моих Salomon S/lab Mtn.

Я не знаю, насколько именно эта особенность крепления привела к моей травме. То есть в той же ситуации отстрелило бы обычное крепление вовремя / в принципе или нет. Но то, что на так называемом "тесте на верстаке" работа передней части Fritschi Tecton на отстрел на моём ботинке существенно отличается в худшую сторону от того, как отрабатывают обычные крепления, очевидно. Для меня это достаточно, чтобы больше эти крепления не использовать. Для всех остальных пользователей креплений совершенно точно имеет смысл проверить, как они отрабатывают латеральные нагрузки на их ботинках. И если есть похожие явления "застревания", возможно, стоит дополнительно взвесить все за и против дальнейшего их использования.

Можно. Но для этого нужно делать опытное испытание. Или просто вынести в отдельный пост под подписью автора. 

Речь не об испытаниях Fritschi и не о том, что они приципиально неудачные. Для мира tlt, насколько можно судить, проблемы совместимости, отсутствия din-сертификации и т.п. типичны, см. тот же wildsnow. Ситуация в том, что эти и подобные "гибридные" крепления сейчас все больше ставят как некий универсальный вариант, допускающий возможность скитура, как и я их поставил. И мне все эти нюансы были непонятны или неизвестны. Но при этом они несут очевидные риски. Возможно, было бы полезно собрать в одном месте ключевую информацию по гибридным креплениям, их работе и механизмам безопасности, в чём отличия от стандартного alpine механизма, в том числе по наличию/отсутствию эластистичности, по DIN-сертификации, настройке усилий отстрела - чуть глубже, чем таблица с весом. Здесь же связанные вопросы эксплуатации, например, про правильную настройку mnc креплений под разные типы ботинок, с чем сталкиваешься сразу же, имея более одной пары ботинок или лыж/креплений разного стандарта. Цель - помочь информированно определиться с тем, какое крепление поставить, и, если всё же ставится tlt-вариант, то базовые вводные для их эксплуатации, которые важно не упустить.

Ответ на от Роман Костров

Ты намекаешь, что это всё нафиг никому не интересно? Кому надо, сам найдёт и разберётся, кому не надо, всё равно читать не будет? Тогда хотя бы предупредить как-то, что не всё с этими гибридными креплениями так шоколадно, как представляется из их описания, и так же просто, как с alpine.

Ответ на от RareBird

Нет. Я намекаю исключительно и только на то, что любые заключения которые могут повлиять на рыночную судьбу продуктов должны иметь под собой некоторую существенную информационную базу в виде результатов исследований или испытаний или они должны оставаться на уровне частного мнения частного автора. В таком формате собрать информацию в одном месте может кто-угодно и место в таком случае не имеет существенного значения, например, форум данного сайта может быть для этого отличным местом. Но мне бы не хотелось бы делать это от имени сайта и редакции потому как у меня нет сформированного на основе моего личного опыта мнения относительно указанных проблем.

Я сам пока данные крепления даже просто для себя не купил и не понимаю смогу ли. До сих пор они в стадии проекта и не более того. 

Опять же, вопрос о том насколько широкой аудитории данная информация будет интересна тоже актуален как никогда. Мне кажется, что и ски-тур и фрирайд так и не набирают у нас той популярности как могли бы и должны. Пока популярны только вопросы начального уровня. 

Ответ на от Роман Костров

Рома, повторюсь, никаких заключений делать не предполагалось и не предполагается - есть определенный личный опыт, а также нашлось два похожих комментария на достаточно понятном ресурсе, всё это касается не крепления как такового и в целом, а конкретного сочетания крепление+ботинок. Сделанный вывод из всей этой истории состоит не о неудачности модели и нет рекомендации её не использовать. Она наверняка адекватно работает в большинстве случаев. Речь о рисках совместимости крепления-ботинок, которые, насколько можно судить, есть в мире tlt, при этом практически отсутствуют в стандартных креплениях. Риск этот не говорит о том, что не нужно использовать tlt-технику, а что её нужно более аккуратно подбирать и тестировать на совместимость. Это знают опытные ски-турщики, и это было бы полезно понимать/объяснить новичкам, которые впервые пробуют такую технику. Это как раз в большинстве своём аудитория данного ресурса. К таким новичкам я отношу и себя. И поэтому я написал то, что написал, именно на этом ресурсе. Никакой просьбы где-то это размещать или не размещать от чьего-бы то ни было имени не было и нет.

Ответ на от RareBird

Отлично, информация полезна. С удовольствием углубился бы и глубже, но не понимаю как технически это сделать. Не представляю где можно проверить совместимость креплений и ботинок. 

Ответ на от Роман Костров

Это затратно и вряд ли имеет смысл, для данного ресурса по крайней мере. Другое дело, рассказать про системы безопасности / регулировки различных типов креплений, как они работают, как их настраивать, как проверить "в домашних условиях" их работу. Даже просто обозначить, что это важно делать, особенно для tlt, но и для alpine нелишне, условно, перед сезоном. Навскидку я здесь этого поиском не нашёл. Возможно, это все умеют, делают и всем это очевидно. Я вот этим озадачился и увидел потенциальную проблему позднее, чем, наверное, можно было бы. Возможно, эта дискуссия уже нелишняя, и тему можно считать в первом приближении покрытой.

Ответ на от RareBird

Смысл имеет как минимум потому, что этого нет нигде. А это и есть изюминка нашего сайта. Затратно? Да. Затратно. И это и печально. И пока ски-тур для меня явно не приоритетный проект. Сейчас бутфитинг на первом месте. 

Что касается твоей травмы, то в ней, как мне кажется, участие ботинка и креплений не более 50%. Как я тебе и говорил ранее: ты пытаешься обьять необьятное, запихать невпихуемое и съесть несьедаемое. Ну не стоит покупать ски-турные крепы и боты и прыгать в них в парке. Не стоит. Хочешь совмещать стили - используй универсальный инвентарь: покупай трехдетальный ботинок, ставь универсальные рамные крепы, бери фрирайд-универсалы и мочи что есть мочи, ски-турь как лось, прыгай как раненая лань. Все будет кое-как, но все будет работать. 


Полная версия материала и комментирование доступны только по подписке.

Купить подписку.

Или дождитесь когда доступ к материалу будет открыт.


Еще обзоры:

Горнолыжные крепления Fritschi Tecton 12

Популярность ски-тура растет не по дням, а по часам и, совершенно логично, что производители креплений для ски-тура активно работают над улучшением и повышением конкурентоспособности своей продукци


Горные лыжи Nordica Dobermann Spitfire

Конечно, Nordica, в первую очередь, известна своими горнолыжными ботинками и именно ботинки ассоциируются у лыжников с данным брендом.


Горные лыжи K2 Mindbender

Как бы нам не нравились лыжи серии Pinnacle от K2, но ничто не вечно под луной и стоять на месте, только от того что в каталоге есть удачные лыжи, не может себе позволить ни одна компания на рынке.