Шейн МакКонки - легендарный фрискиер современности, внесший огромный вклад в развитие индустрии фриски (фрирайда). Именно ему благодарны райдеры за новый взгляд на фрирайд, изменивший все катание. Что же он такого сделал и как это повлияло на катание?

О том, что в катании по подготовленному склону есть новая и старая техники известно всем, ну или почти всем. Есть лыжи карвинговые и классические, точнее, есть только карвинговые. Разделение на новое и старое настолько вошло в жизнь, что не вызывает вопросов, почему классические лыжи уже не делают совсем. Естественно, и техника катания, основанная на использовании старых лыж, понемногу уходит. А вот о том, что и во фрирайде есть такое же разделение на новое и старое катание почему-то не известно. Лыжи то для фрирайда тоже стали новыми, а вот в описании техники катания в «умных книгах» ничего не меняется. Почему?

Вопрос, почему и кто виноват, совершенно не интересен. Давайте разберем, что нового в новом катании и что с этим теперь делать.

Раньше лыжи были тонкие, прямые и длинные. И на них катались и по склонам и вне склонов. Все лыжи были одинаковые. Не было разделения на лыжи для фрирайда или не фрирайда. Потом придумали лыжи с талией, которые стали более маневренные и катание на которых стало проще. И лыжи стали делать только приталенными. Изменилась и техника катания.

Далее, некто Шейн МакКонки в поисках новых возможностей в катании в целине взял широкие и загнутые водные лыжи и съехал с горы. И у него получилось! После этого он сделал горные лыжи подобные водным и стал кататься на них, выполняя безумные вещи во фрирайде. Так, широкие лыжи во фрирайде и рокер (обратный загиб) прижились, и лыжи для фрирайда стали делать широкими и с рокером.

 

Но, только ли ширину лыж изменил Шейн?

Естественно, нет. Изменение формы и геометрии лыж дало возможности, которые изменили и технику катания. В катании на лыжах в целине появилось поперечное проскальзывание, которого не было при катании на узких лыжах. Именно это и привлекало Шейна, когда он пробовал водные лыжи. Именно этого не хватало при катании в целине для лучшего контроля над лыжами. И именно это сформировало новую технику поворота во фрирайде.

Что же дальше? А дальше, ничего не остается, кроме того, как брать новые лыжи и кататься на них новой техникой. Только вот незадача: производители подхватили идею широких лыж для фрирайда и перешли на производство именно таких лыж, потому как кататься на них проще и легче. Так же, как и при катании по подготовленному склону, кататься на «карвах» существенно проще, чем на классических, какой бы уровень катания у вас не был. А вот техника катания, в том виде, в котором она доступна в методичках и книгах, осталась прежней, к сожалению.

Ни в одной книге о катании вне трасс вы не встретите применения широких лыж. Почему? Потому, что все эти книги написаны во времена классических тонких лыж. Следовательно, все, что в них написано, имеет отношение только к таким лыжам. Вся технологическая основа, на которой строится старая техника, никакого отношения к катанию на новых лыжах не имеет. Да, старой техникой можно кататься и на новых и на старых лыжах. Только потому, что новые лыжи имеют больше возможностей, чем старые, а не потому, что старая техника такая всемогущая и универсальная. Именно для расширения возможностей в катании Шейн МакКонки экспериментировал с водными лыжами.

Как же быть? Предупрежден - значит вооружен. Понимая, что есть старая и новая техника и во фрирайде, вы можете для себя определить, что для вас интересно и, что для вас полезно. Читая старые книги по катанию, делайте поправку на год выпуска книги. Учитывайте, что в современном катании есть и продольное и поперечное всплытие. Жубер внес огромный вклад в развитие горных лыж. На его книгах выросло много горнолыжников. Но, горнолыжников старой школы, катавшихся на старых лыжах. Теперь, на дворе новая эпоха горных лыж и вам стоит это понимать и учитывать .