Что сертифицировать у инструкторов?

Уже не новость, что горнолыжных инструкторов собрались подвергнуть обязательной сертификации. Пока нет никакой конкретики и по-сути обсуждать и критиковать нечего и некого, но сегодня суббота и мы можем неформально поразмышлять в векторе данной темы и постараться найти ответ на вопрос: что именно имеет смысл сертифицировать?

О том хорошо или плохо и о том, что занялись этим вопросом депутаты далекие от горнолыжки и "да что они вообще умного то могут придумать?" размышлять бесполезно потому как смысла нет, да и в тырнетах масса форумов на которых на все эти темы уже есть развернутые дискуссии. Давайте поразмышляем, а что имело бы смысл сертифицировать и в какой форме, а что не стоит трогать.

Давайте представим, что именно мы сейчас придумываем и принимаем закон о сертификации инструкторов и определимся с тем что же конкретно и как сертифицировать. Логично, что сертифицировать нужно по той программе которая обеспечит цель сертификации. Но какова цель?

Безопасность? Изначально, лично мне, совершенно непонятна конструктивная составляющая данной идеи. Если цель сертификации безопасность то я совершенно не понимаю какую именно опасность несут так называемые "черные инструктора" в текущем определении данного понятия на сегодня. А определяется оно сейчас принадлежностью инструктора к официальной школе у которой есть партнерские отношения с курортом на котором работает инструктор. То есть, если инструктор квалифицирован, но не является инструктором официальной школы то он "черный". Но какая от него опасность? Если лицо решившее что он инструктор знаком с минимальными представлениями о уже существующих правилах поведения на склоне: останавливаемся с краю, перед началом движения смотрим по сторонам и наверх и пропускаем тех кто уже едет, выбираем склон по уровню - то он и его работа вписываются в основы безопасности. Большинство несчастных случаев на наших курортах происходит именно по банальному нарушению этих базовых правил. В принципе, можно при сертификации принимать экзамен на знание правил ФИС. Это полезно. Но больше, вроде как, в аспекте безопасности и нечего. Можно еще заставить изучать основы первой помощи и это позволит увеличить количество умеющих ее оказывать на склоне. Но, больше точно нечего.

Перепись и вывод из тени инструкторов с целью сбора налогов? Судя по тому, что один из пунктов плана закона именно "заключение договора с курортом" то это ближе к делу. Но какое это имеет значение к горным лыжам? Это чистые налоги и этот вопрос можно решить простой регистрацией предпринимательской деятельности через ИП или патенты. Но, тоже как-то совершенно не интересно размышлять на данную тему. Введите патентную систему чтобы инструктор мог купить патент на осуществление деятельности в определенном регионе и все. И пусть на курортах появятся люди которые будут их проверять. Решится ли проблема? Думаю, что нет и в итоге покупать патенты будут только официальные инструктора работающие в школах потому как проверять их легче. А черные так и останутся в тени. Но, еще и на их отлов придется денег тратить.

Описать и сертифицировать методику обучения? Этого делать нельзя. Сертификация методики обучения или техники катания полностью остановит развитие индустрии и обречет все направление на стагнацию и деградацию. Современная техника это динамичная и живая структура которая постоянно меняется. Не глобально, в мелочах и нюансах, но постоянно. Если мы фиксируем её то мы останавливаемся в развитии. Опять же, совершенно непонятно что именно считать правильной техникой: классика, карвинг, скользящий поворот...? Что? Что считать правильной методикой? Сегодня есть инструктора которые ставят на лыжи сразу на параллельное ведение, а есть те которые работают через плуг. И те и другие работают профессионально и эффективно. Кто из них правее? Дело в том, что никто.

Другой вопрос: а что нам даст фиксация той или иной методички? Ничего кроме монополизации рынка в пользу владельца авторских прав на методичку или структуры которая будет назначена контролировать уровень владения методичкой инструктором. Это правильно? Однозначно нет?

Получается, что регламентировать ни технику, ни методичку нельзя. Что тогда можно сертифицировать чтобы был порядок на склонах?

Не надо выдумывать велосипед там где он давно есть. Есть успешные аналоги сертификации которые работают. Например правила дорожного движения. Есть правила и есть методика определения их знаний кандидатами в водители. При этом нет никаких ограничений на методики подготовки водителей. Есть регламент требований по безопасности обучения: должен быть знак "У", дублирующие педали, у инструктора должен быть патент на ведение данной деятельности и обучение должно проходить в специальных зонах. Вот что нам мешает сделать аналогичную сертификацию в горных лыжах?

Тем более, что сложного ничего нет: 
- Если курорты переживают за безопасность то пусть выделят зоны обучения вход в которые должен быть свободным для всех и бесплатным. Как в приличных цивилизованных странах. Не, ну вы же хотите безопасности катания. Это позволит запретить работать инструкторам с новичками на склонах общего пользования.
- Инструктора должны быть зарегистрированы как предприниматели и платить налоги. Пусть будет служба которая будет проверять этот факт, но пусть она будет не от курорта, а от налоговой инспекции. Такси же получилось как-то взять под контроль. В Италии на склонах работают полицейские и все хорошо. Ловить не на склоне, а на живца и привлекать за незаконное предпринимательство. И законы все уже есть и ничего нового придумывать не надо. В остальном на склоне можно просто проверять наличие действующего патента. 
- Инструктора как и учебные машины пусть будут отмечены специальными знаками чтобы их было видно. Ученики тоже. Пусть это будет жилетка со знаком "У" чтобы все видели. 
- Инструктора при получении патента должны будут сдать зачет на знание техники безопасности и правил поведения в случае ЧП и на оказание первой помощи, как и при сдачи на права. Чтобы знали как вызывать спасателей, чего делать надо, а чего не надо в случае травмы. Не надо никаких экзаменов на склоне на катание, это только усложнит процесс начала работы инструктором и даст поле для коррупции ничего не гарантируя на выходе, а вот просто заставить инструктора выучить план оказания помощи при травме полезно. Зачет можно принимать один раз при получении первого патента.
- чтобы патент не ограничивал конкуренцию он может быть разного срока действия: неделя, месяц, год. Можно сделать чтобы его можно было продлевать если зачет по безопасности сдан - просто оплатил его на определенные даты и работай. А для получения первого сдавай зачет на правила безопасности и оказания помощи.

Эти элементарные шаги позволят и налоги начать собирать и безопасность повысят. И не надо никакого договора с курортом заключать непонятно на что и непонятно зачем. Ответственность? Да никакой договор не гарантирует и не решает вопрос ответственности. Но, при наличии патента и всех остальных пунктов горный патруль уже совершенно детально может работать с поимкой "черных" инструкторов.

Надо понять, что инструктора не должны отстегивать ни курорту, ни школе. Частный инструктор за все услуги курорта платит покупая ски-пасс. Все использование инфраструктуры курорта входит в его стоимость. Частному инструктору никакая школа ски-пасс не дает и никаких льгот у него нет. Он его покупает по полной стоимости в кассе. Единственно что должен платить инструктор - налоги государству. Опять же, даже если и случится травма, то лечить пострадавшего клиента будет не курорт, а государство по полису.

Вот такие вот несложные размышления. Дальше время покажет что в итоге получится по факту. Почему-то уверен, что будет все ровно не так и вместо порядка и безопасности мы получим анархию и монополии. Ровно так как есть сейчас только узаконено. Но, поглядим.