Грузия 2019

11

После проведенной в прошлом году разведки я принял решение заменить Приэльбрусье на Гудаури. В итоге, в этом году в Грузии прошли школа повышения уровня катания и фрирайд-программа. Традиционно, по итогам проведения, по горячим следам, вспоминаем как оно было, анализируем результаты и планируем развитие на будущее. 

Доволен ли я заменой и оправдались ли мои ожидания? Однозначно Да, Да, Да. Во всем. Это точно шаг вперед и для школ и для участников. Некоторый переходный шаг между российскими курортами и цивилизованным горнолыжным миром. Уверен, что и для участников данный опыт был очень полезен, но давайте подробно и по-порядку.

По факту.

Если брать исключительно статистические параметры то все получилось ровно и именно так как и ожидалось: хорошая погода, дешевая еда, отличное настроение и веселая атмосфера располагающая к расслабленному катанию и провождению времени... Именно это меня в прошлом году и порадовало в Гудаури.

Грузины молодцы в том, что они развивают у себя туризм. Не зарабатывают на туристах ничего не делая как делают у нас, не рапортуют на каждом углу об успехах которых нет, а именно развивают. То есть, цены на ски-пассы, притом, что уровень сервиса действительно хороший, не просто низкие, а чертовски низкие - цена дня катания около 1000 рублей в день. Да, проживание и дорога не дешевые, но в сумме получается то на то и выходит, но катание хорошее, очередей нет и, что самое главное - никто не докапывается, не пристает и не мешает, нет никаких бесконечных навязчивых активных охранников, нет никаких патрульных борющихся с черными инструкторами, нет спасателей отнимающих лыжи за катание вне трасс в заботе за вашу безопасность - ничего вот этого позорного нет. И это безумно радует. Нет, это не означает, что на безопасность тут всем плевать. Далеко не плевать. Тут просто не занимаются показухой, а реально заботятся и если лавиноопасно то подъемники ведущие в опасную зону вообще не включают . При этом для "покататься" места достаточно и ловить в опасном месте никого не надо. 

погода ок

По погоде для школы все было отлично: снегопадов не было, туманов не было, оттепелей не было - трассы были ровные, мягкие и хорошие именно как надо для обучения. Для программы все было спорно: за неделю прошел один снегопад и общий дефицит снега ощущался. Но, погода и лавинная обстановка позволили полноценно и покататься, и поскитурить в запланированном объеме. 

Все возможные недостатки с лихвой компенсировались дружелюбностью и дешевизной сервиса, ресторанов и напитков. Вот что точно на высоте в Грузии - настроение. Особого сервиса нет, пока не научились, но гостеприимство льется через край. И это радует. 

По снегу и местам катания.

В целом, один снегопад за неделю это вообще по жизни вполне нормально. По моему опыту, при поездке на локализованный курорт, больше пары дней за неделю хорошего катания это уже очень хорошо. Под хорошим катанием я понимаю катание на хорошем мягком свежем снегу в солнечную погоду с отличной видимостью без осадков и без каши вместо снега. 

Но, на фоне прошедшей в январе программы во Франции, эти пара дней хорошей каталки выглядели как-то откровенно слабенько. Что логично и естественно. А как еще могут выглядеть пара дней катания по относительному "паудеру" в сравнении с пятью днями катания по полноценному Паудеру со снегопадами каждую ночь и солнцем днем? В сравнении со ски-сафари по нескольким долинам любой локализованный курорт сильно проигрывает. Гудаури не исключение даже при своей немалой высоте. Но, далеко не всем доступны ски-сафари и не все к ним готовы. Кстати, лично для меня, одной и, пожалуй, главной задачей программы в Гудаури была реализация психологического перехода и технической подготовки команды участников к мысли о том, что уже пора кататься в Европе потому как условия и возможности катания там намного лучше. Пока сама мысль о дальних заграничных выездах многих пугает, но я надеюсь, что только пока. 

Все внетрассовое катание в Гудаури очень лайтовое, начального уровня, просматриваемое и доступное. После открытия в этом году нового подъемника в Коби возможности и разнообразие внетрассового катания с подъемников существенно увеличилось. Добавился огромный хребет на который есть легкий доступ с подъемника ведущего на Садзеле с которого есть масса интересных и разнообразных по уровню кулуаров и большой цирк - простой, красивый и привлекающий к себе внимание начинающих райдеров падких до простоты и просторов. Но, по причине того, что подъемник работал в тестовом режиме и со снегом были откровенные проблемы мы так его и не обкатали.

По катанию: школы или программы?

Для меня этот выезд в Грузию был интересным и важным экспериментом. Я не просто так провел подряд школу по катанию и программу. Мне было интересно кто куда поедет. Безусловно, ничего удивительного и неожиданного для меня не произошло: в школу приехало мало участников - программа наполнилась целиком. Все как я и предполагал: все понимают на словах, что хорошего катания без умения кататься не получится, но "со мной все будет иначе". 

По школе все прошло прекрасно и все получили то, что хотели. С программой сложнее: где хочется кататься - все укатано и кататься сложно, там где не укатано - там ехать страшно, не получается, не комфортно, не интересно, там где не укатано и не страшно - нужен ски-тур. Упс...

Ски-тур в Гудаури так же был для меня экспериментом суть которого в подтверждении моей давней гипотезы о том, что ски-тур интересует тех кто или не может катать или и не хочет катать, но хочет казаться каталой или тех кому негде кататься без ски-тура: или снега свежего не хватает на всех, или его просто не так много, или рельеф интересный недоступен с подъемника. Я полагаю, что если есть возможность хорошо фрирайдить с подъемника то фрирайдеру ски-тур нафиг не нужен ни за какие коврижки - ничего для фрирайдера в нем интересного нет. На этот раз я попробовал подать ски-тур и как инструмент легкого выхода на старт с хорошим снегом, и как инструмент развития ОФП, и как инструмент погружения в горы - все идеи потерпели фиаско: не, ну конечно, может быть когда-нибудь, но сейчас давайте просто катнем с подъемника... Ожидаемо.

скитур на Ломиси

По ски-туру все было без фанатизма, но со всеми знаковыми моментами - Ломиси посетили и это для Гудаури, на начальном моменте ски-тура, главное. Воду монахам отнесли - карму почистили.

По участникам.

Я, как и прежде, благодарен всем участникам школ и программ которые приезжают и остаются с нами - Спасибо!

Всем и в школе и в программе было не просто. Но. Тут надо понимать, что у меня, как у организатора, есть сильное желание чтобы от участия в школе или программе участники получали максимум пользы. А, как известно, то что дается легко не развивает. Всех участников я знаю не первый день и точно понимаю кто на что способен и всегда стараюсь задирать планку и тащить людей за рамки зоны комфорта в зону развития. И я знаю точно, что завтра они приедут на самостоятельное катание и почувствуют прирост уровня. Или не почувствуют, но он будет точно. Без сомнений. 

Следующий сезон.

При всем обилии позитивных моментов я пока, все же, пребываю в сильных сомнениях относительно повторения Гудаури и Грузии в будущем. Почему? 

Грузия, и Гудаури в частности, хороши. Но есть три решающих момента: дорога, локализация и уровень. И они решают все. Долететь до Тбилиси легко только из Москвы. Все остальные пути и дорогие и неудобные. В частности, я на обратном пути провел день в Ростове. Прикольно? Нет. По стоимости билетов тоже все очень грустно. Летел Победой при всех ее лишениях и издевательствах и по стоимости она мне обошлась более 25 000 рублей. Для сравнения, по прилету купил билеты в Мюнхен на тесты: в оба конца 10 440 рублей без пересадок в удобное время. 

поселок Гудаури

Локализация плоха тем, что если нет снега, хочется чего-то нового или просто надоело сидеть на одном месте - ехать некуда и не на чем. Без машины тоска полнейшая, да и с машиной вариантов не много. Даже по самому Гудаури перемещаться непросто даже имея машину: дорогу часто перекрывают, с парковками беда, транспорта нет, такси дешевое, но только локально.

По уровню катания, как я уже писал выше, Гудаури очень простое и однообразное. Хорошо только новичкам и не стремящимся к прогрессу каталам. Даже ски-тур прост и линеен. С точки зрения развития, а меня оно в моей деятельности интересует, место не особо интересное. Точно понимаю, что возвращаться в него второй раз тем кто в нем уже был можно только единожды - исключительно добить то, что не получилось с первого раза.

В итоге, по совокупности, получается, что еда хорошо, питье хорошо, катание хорошо, но с оговорками, дорога фиаско - в сумме получается совершенно спорный результат. Как я и говорил про Гудаури ранее: это лучше чем наш Кавказ, но пока еще далеко не Европа. И вопрос не в сервисе и не в капризах - ничего особенного не надо - достаточно просто очень хорошей каталки и мы готовы за нее заплатить.

Итого.

По итогу, как обычно, приходим к базовому определению того, что такое хорошее катание и что мы хотим в целом от каталки? Я хочу кататься по интересному разнообразному рельефу, с хорошим снегом, с хорошей погодой. По компании и по окружению я хочу кататься и делиться своим опытом и знаниями с людьми у которых такое же понимание хорошей каталки и которые едут кататься, а не дешево проводить время, вкусно есть и славно пить и которые хотят максимум катания и готовы к тому, что это будет немного подороже, хотя, это тоже в формате Грузии по совокупности, вопрос неоднозначный. 

До нового сезона еще много времени. Конечно, если будут желающие повторить Гудаури то я точно поеду, но мне бы хотелось двигаться дальше: в новые места, на новый уровень катания, в новые эмоции. Пока пребываю в размышлениях относительно плана на следующий сезон и вопрос Грузии я хочу его отдать на откуп участникам и интересующимся данным направлением: хотите ехать, хотите там побывать и покататься, поскитурить, поесть и попить - не стесняйтесь и пишите в комменты, записывайтесь и если кворум соберется то Грузии в следующем сезоне быть!

Комментарии

Поездка в Грузию была весьма познавательной.
Развеела кое какие мои иллюзии на счет моего катания.
Было бы интересно съездить еще раз Грузию, в что-то среднее между школой и программой (если возможен такой формат выезда).

Ответ на от Максим Ширинкин

По моему опыту и представлению о процессе совмещение школ и катания не эффективно ни для обучения, ни для катания: времени на достойную отработку технических элементов недостаточно, а по катанию получится просто существенно меньше катания. Не получается на практике так, что человеку сказали как ему надо ехать и он так и поехал исправив ошибки. Не получается. Каждое движение чтобы оно приросло в катание надо повторять много раз. Основная проблема участников группы в Грузии в том. что почти никто ничего не делал с точки зрения катания в течении всего времени до выезда. Так прогресса не будет. Упражнения надо делать регулярно выделяя на каталках по 30-45 минут на это.

Все же. я думаю, что лучше разделять школы и программы.

Ответ на от Роман Костров

Мое предложение по совмещению школы и программы стоит расценивать только как фантазии на тему, не более.

.. по поводу своего катания, своих желаний и возможностей. Спасибо Роме и Гудаури за огромный опыт и ворох задач по работе над ошибками. Грузию вполне бы повторил, хотя на обратном пути вечер и полночи провёл на пересадке в Петербурге :)
Может стоит начать делить школы/программы по уровням, чтобы участникам было комфортно друг с другом? Как я понял во Франции была идиллия.

С билетами все не так печально, как Вы написали, за 12-13 тысяч туда-обратно (включая доплату за горно-лыжное снаряжение) было достаточно прямых рейсов из Питера и Москвы. Как раз в феврале-марте.

Ответ на от manman12

Ах если был бы я такой один....

Были, но на неудобные дни. А в случае коллективного выезда подстроиться не получается .

У нас парни из Новосиба вообще могли прилететь только на день раньше и вынуждены были гостиницу в Тбилиси снимать. 

Билеты есть только если есть возможность гибко планировать заезд и выезд .

Грузия была прекрасна для меня по многим параметрам, в т.ч. по тому, что это был определенный шаг после отечественных курортов. Несомненно, в будущем хочет уже чего то другого , альпийского и европейского. Особенно, после рассказов участников и очевидцев французского сафари. Однако и на Грузии крест я бы не ставил. Есть все таки в ней своя некоторая прелесть и очарование.Остались места нетронутые, да и еда, вино, настроение... В общем, если еще будут запланированы мероприятия в Гудаури, я бы их рассматривал для себя. Единственно пожелание, так это время: середина -вторая половина марта (низкий сезон). Жилье дешевле, а погодные условия могут быть не хуже.

Ответ на от Роман В

Есть у нас с тобой общий друг который мне как-то долго доказывал то, что Красная Поляна отличное место в котором он прекрасно катался. Я не стал с ним спорить и просто предложил вернуться к вопросу по возвращению из Франции. По возвращению из Франции он не захотел возвращаться к этому разговору потому как полностью признал что ошибался.

Давай с тобой поговорим о прелести Гудаури после возвращения из Австрии...

Безусловно, я не хочу отказываться от Грузии. Я ее оставлю потому, что это удачное место для тех кто пока не готов к Европе, но уже накатался в России. Но это не значит, что лично тебе надо застревать на Гудаури. Это не то место на котором надо застревать. Да и вообще не надо застревать ни на одном месте - надо стремиться к новому, неизвестному, некатанному. В этом и есть фрирайд. А вот сафари я планирую сделать в следующем сезоне по Австрии. Понимаю, что более рискованно по снегу и по каталке чем Франция, но тем и интереснее. Ну и по логистике и цене попроще и доступней. Пока думаю. Но, лично тебе, нужно ориентироваться туда, а не на повторение Гудаури.