Игра слов или особенности национального судейства

Суббота и темой сегодняшних рассуждений вслух я выбрал, в очередной раз, FWT и его отображения в российской фрирайд-действительности. Есть у россиян некая генетическая слабость перед поклонением всему иностранному и FWT, в данном случае, не исключение. Безусловно, FWT это отлично, и многое у них можно перенимать, но надо же и думать при копировании.

Я сам правила FWT раньше никогда полностью не читал. Некоторое время назад меня посещала дикая мысль стать судьей FWT и я даже начал ее реализовывать пройдя несколько обучающих программ по судейству где мне и рассказали основные принципы судейства и суть правил. Со временем желание стать судьей уступило интересу развития в тренерском направлении я отошел от углубления в судейство. Но понимание и знание правил никуда не делось. Далее я заглядывал в правила только в ракурсе справочных материалов: сколько баллов начисляется за разные элементы или ошибки, классификаторы трасс, лимиты квалификации и количества участников и так далее. Но, это справочная информация, а не сами правила.

Натыкаясь в Интернете на разного рода материалы о российских соревнованиях по фрирайду я регулярно сталкивался с таким основополагающем понятием в судействе как "общее впечатление" и каждый раз никак не мог понять откуда оно взялось если речь идет о судействе по принципам FWT. Ну никак я не помню ни о каком "общем впечатлении" из судейства FWT. Но, уже давно зная, что у нас в стране наши деятели с легкостью придумывают все что им удобно потому как проверять никто не будет, я не удивлялся и не спорил. Ну хочется вам "общего впечатления" которое у каждого может быть свое и которое позволяет все списать на "судья так видит", ну это сколько вам угодно. Понятно, что ни о каком нормальном судействе и говорить не приходится при такой постановке вопроса, но мне там пока и не выступать и эти национальные особенности судейства нас, пока, точно не касаются.

Лето, межсезонье, скукота. Самое время позалезать в самые удаленные уголки чертогов памяти. И вот, попадается мне на глаза перевод официального текста правил по фрирайду в версии FWT. И в первых же строка я читаю: "6.2 Общее впечатление". И тут я понимаю откуда российские судьи взяли это "общее впечатление". Вот оно где порылось то. Вот откуда ноги растут Но, меня то тут же начинает одолевать негодование от того что я не знаю ничего об этом. Как же это так? Начинаю вникать и... Все встает на свои места.

Уже в тексте данного параграфа правил нахожу ответ на почему и откуда. Суть параграфа в том, что в FWT в судействе есть сложность ранжирования фристайла и скоростного спуска. Сложность в том, что надо уравнивать шансы представителей школы фристайла которые умеют высоко прыгать и крутить трюки, но не очень хорошо едут между дропами и классических фрирайдеров которые могут технично и быстро ехать, но не всегда отлично прыгают. Уровнять четкими однозначно сформулированными правилами и оценками сильных и ярких представителей этих двух направлений фрирайда не получается и вот именно для этого и только для этого и вводится такое понятие как "общее впечатление". Второй его смысл в том, что судья не имеет права оценивать только один основной сильный элемент проезда и обязан оценивать всю линию учитывая все, даже очень мелкие, детали.

На семинарах его не преподают как отдельный пункт правил потому как: во-первых, это не является судейским принципом и, даже, инструментом, а во-вторых, на семинарах есть возможность разбора сложных судейских моментов на примерах и суть данного параграфа определяется по ходу их разбора и вопросов по "общему впечатлению" не возникает. Главное, что точно становится понятно, что это только подсказка для судьи в очень-очень-очень сложных судейских ситуациях при выступлении очень равных и сильных соперников разных школ,но никак не основополагающий принцип судейства как его трактуют российские судьи по фрирайду. . Насколько часто встречаются в реальности такие ситуации в которых нужно его применять? Почти никогда. Как часто такое может случится в текущих реалиях российского фрирайда? Уверен, что еще лет пять нам оно точно не грозит.

Вот такое интересное открытие я сделал почитав правила судейства FWT. Я уже писал о том, что считаю, что нам не надо пытаться копировать запад во всем без оглядки. "Общее впечатление" меня в очередной раз убедило не только в том, что нам не стоит копировать потому, что не все нам подходит, но и в том, что нам не надо копировать все еще и потому, что мы не особо умеем копировать.

Я совершенно отлично понимаю как получаются такие неточности: надо было как-то регламентировать судейство, думать не очень получалось и логично напросилось простое решение из детства - списать. Взяли правила и просто списали не сильно вникая в детали. Прикрыли громким и не сильно понятным россиянам "FWT" и все. Получилось как получилось. Но, если мы хотим развивать фрирайд основываясь на криво переписанные правила которые изначально нам не сильно подходят то нам сразу надо смириться с тем, что ничего хорошего и путного у нас не получится. Получится кривая копия FWT. А нам надо оно? Кривое? Мне кажется, что нам надо или такое же FWT какое есть сейчас в мире или свое более адаптированное под нашу действительность. А по-другому не надо.