Инновации или все новое это хорошо отмытое старое

Если даже очень поверхностно полистать СМИ горнолыжной тематики то складывается совершенно точное ощущение, что горнолыжная индустрия развивается как на дрожжах: трусы с подогревом, очки с пароотведением, лыжи-самокатайки, ботинки-самоодевайки - постоянно что-то придумывается, разрабатывается, кипит, бурлит и пенится. Но, так ли все на самом деле инновационно как кажется? Сегодня суббота и давайте поразмышляем на эту тему.

Я достаточно много изучаю новинки и старинки горнолыжной индустрии, изучаю как в теории на выставках так и на склоне в тестах и постоянно убеждаюсь в том, что новое это хорошо отмытое старое. Действительно нового создается очень-очень мало. За последние пяток лет я, если сильно напрягусь, смогу вспомнить не более пяти реально новых изобретений которые были действительно и новыми, и полезными в строго практичной (не маркетинговой) плоскости. Однако, каждый год на главной лыжной выставке нам рассказывают и показывают множества новинок совершенно разного толка и все они революционные и переворачивающие мир с ног на голову.

Попытки обсуждать все эти "новинки" с представителями индустрии, да и с частными лыжниками-любителями, всегда упираются в один и тот же аргумент: "Ну а зачем же тогда, по-твоему, серьезные компании придумывают, разрабатывают и внедряют все эти новинки если они не имеют никакой полезности, да еще и не новинки?". И вот на этот вопрос у меня есть совершенно точный ответ.

Я частенько уже писал о том, что горнолыжный рынок в мире (не в России) давно не растет, а наоборот скукоживается. А рынок это ничто иное как потребительская активность. И его можно измерять или в количестве натуральных потребителей или в количестве актов потребления. То есть, например, мы продаем куртки для горнолыжного катания срок службы которой пять лет (если меньше то ее никто не купит потому как не конкурентно и не выгодно) и у нас есть тысяча человек населения, из которых 100 катаются на лыжах и мы имеем 10% этого рынка, значит - у нас 10 человек потребителей наших курток. Много это или мало, но мы можем продать 10 курток за 5 лет. Но, если мы каким-то странным способом заставим эти 10 человек купить нашу куртку 2 раза то наш рынок сразу и резко вырастет в 2 раза. А как нам это сделать? Надо как-то снизить срок службы куртки, но тогда мы потеряем рынок потому, что потребитель будет покупать куртки у конкурента которые служат пять лет? Значит надо как-то заставить потребителя купить новую куртку еще до того как старая придет в негодность. Как? Правильно - инновации. Надо сделать куртку "совершенно новую и не такую как старую" и объяснить людям, что в "новой" куртке ну на порядок лучше все чем в "старой" всё.

Современного человека приучили к тому, что прогресс не стоит на месте и все летит вперед стремительно и быстро. В итоге мы абсолютно уверовали, что все "новое" это реально не такое как "старое", а совершенно другое. Мы ничего не сравниваем и не проверяем и верим наслово - в рекламе же сказали. И потому, производителю достаточно внести минимальное видимое изменение в свой товар и заявить, что это совершенно новое и нереально прогрессивное и мы бежим покупать только потому, что наше старое отсталое и не годится. А иногда достаточно просто сказать что некоторый показатель эффективности увеличился на 13%. Почему на 13%? А чтобы точно думали что число получено измерениями, а не выдумано. И только приглядевшись и спокойно вспомнив историю понимаешь, что ничего нового в 99% инноваций нет и в помине.

В итоге имеем, что большинство новых изобретений в горнолыжной сфере имеют исключительно маркетинговую пользу. Да и откуда может взяться эта польза если начальные условия не меняются. В отличии от компьютерной техники в которой постоянно растет нагрузка на процессор и нужно повышать его мощность, в лыжах ни снег, ни погода, ни условия не меняются. Технологии производства инвентаря тоже не меняются уже несколько десятилетий и все "новоиспеченные" карбоны, базальты и мембраны были уже лет 20 назад. Просто тогда находились другие "новые технологии" которые помогали продавать товары снова и снова. Уверен, что эти "новые" технологии и разработки запустят нам по-новому кругу лет через 10 когда выяснится, что новомодные сейчас базальты и карбоны не настолько эффективны в катании как хотелось и от них стоит вернуться к старым проверенным технологиям.

Вот так нас и водят по спирали технологичности в которой нет ничего нового и реально полезного и все изобретения направлены только на выкачивание из потребителя денег. А мы ведемся пытаясь разглядеть полезное для себя в инновациях и гоняясь за модным и "прогрессивным". А могли бы просто больше кататься для собственного удовольствия. Перед тем как спешить покупать очередной новомодный прибамбас подумайте несколько раз "А надо ли оно мне и стоит ли оно покупки? А не обманывают ли меня рассказывая о том, что мне это надо?".