Как нашим горнолыжным курортам стать европейского уровня? Часть 2

Как-то недавно в одном из субботних неформальных размышлизмах я рассказал о том в чем разница организации европейских и российских горнолыжных курортов и там был вопрос о том как же вкладывая федеральные деньги не обходить стороной интересы муниципалов на чьей территории развивается курорт и не потерять вкладываемые деньги. Давайте попробую сегодня описать свое видение решения.

Опять же, раз я начал со сравнения европейских и российских курортов, то я опишу не свое видение, а то как этот вопрос решается в Европе. Зачем выдумывать сложные свои решения, если есть уже готовые и работающие.

Итак, есть территория и она нуждается в развитии имея определенные на то географические возможности и не имея на то денег. Нужно вливать федеральные деньги. Сейчас наши власти просто посылают в этот регион федеральную компанию и она строит в регионе экономикообразующее предприятие которое начинает работать само на себя. Предполагается, что все вокруг должно зацвести. Но... Не цветет. Происходит банально расслоение федеральных и местных интересов и полный ступор развития. Для того чтобы зацвело надо чтобы все развивалось централизовано и с соблюдением интересов и с привлечением местных властей. Но, всем известно, что местные власти ненадежны и денег давать им чтобы они дошли до дела непонятно как.

На самом же деле все достаточно несложно и в нашей стране схема элементарного займа на федеральном уровне существует и очень даже успешно эксплуатируется. Суть проста: федеральные средства вкладываются не через федеральную компанию, а напрямую в местный бюджет в виде целевого инвестирования под выпущенные для этого и под проект облигации обеспеченные муниципальной местной собственностью. Облигации выкупает федеральный бюджет и будучи основным инвестором получает право назначить контролирующих наблюдателей за реализацией проекта. Их же может выкупить и иной частный инвестор если видит в том смысл. А смысл в таком случае есть потому как обеспечение есть и развитие ожидается. Если проект реализуется то регион получает развитие, облигации переводятся в акции построенного курорта. Федеральное правительство может эти акции продать, передать, выкинуть или просто оставить себе для права управления активами, получения роста стоимости акций по причине роста капитализации построенного курорта и получения доходности по акциям. Если деньги разворовали, то обеспечение облигаций переходит в собственность государства и получается, что местные власти обокрали сами себя. В любом случае федеральный бюджет не прогорел.

Что же получат местные если собственником будет государство? Местные получать аттрактор которые будет привлекать туристов и их деньги. Получат возможность управления этим аттрактором так чтобы вся территория вокруг курорта развивалась, а не только то, что внутри границ земельного участка арендуемого курортом. Получит налоговые отчисления в бюджет. Рабочие места для местных, а не для привезенных работников.

Вот такая вот несложная и вполне работоспособная схема развития горнолыжных регионов которая не приведет к расслоению федеральных горнолыжных курортов и местной инфраструктуры. Такая схема работает на многих региональных проектах развития инфраструктуры и ее можно успешно применять и в горнолыжных районах нашей родины. Будем надеяться, что к тому, рано или поздно, все и придет и мы не будем смотреть как горные курорты превращаются в игорные потому, что собственнику курорта надо получать доход тут и сейчас и плевать что будет с местностью на которой он находится.

Берегите себя.