Как стать ски-турщиком или как научиться бэк-кантрингу?

Фрирайд, Ски-тур и Бэк-кантри семимильными шагами несутся в нашу горнолыжную индустрию все больше и больше людей увлекая в список своих адептов. Сотнями появляются тесты, обзоры и рекомендации по выбору снаряжения. Повсеместно проводятся лекции на темы связанные с приключениями в дикой горной природе или, как это теперь принято называть, "вне трасс". А так ли легко в реальности стать настоящим бэк-кантрером, ски-турщиком или фрирайдером? Есть ли на то реальные рецепты?

Для начала небольшая история из нашего личного опыта ски-туринга в австрийском Штубае в ноябре 2016 года. Это не какой-то феерический поход небывалой сложности или закончившийся ярким спуском по чумовому снегу. Нет. Это совершенно типичный ски-тур который вообще завершился совсем не тем чем планировался и прошел jxtym далеко от намеченного плана, но именно он навел меня на многие мысли относительно ски-тура и бэк-кантри которые я искал последние несколько лет.

Итак. Это был совершенно стандартный выезд на тесты лыж Спортчек которые традиционно проводятся в австрийском Штубае. Тесты прошли и осталось несколько дней на свободное катание, тренировки или съемки разных запланированных видео. С погодой не очень везло и потому единственный выпавший по прогнозу нормальный солнечный день захотелось провести для собственного удовольствия и отдыха. И мы решили закатнуть ранее не катанный нами цирк. Добраться туда было несложно на камусах. Вся картина рельефа нам виделась очень позитивной: 
- Подъем можно было осуществить по длинной и достаточно пологой стороне горы.
- Склон для спуска был в теневой подветренной экспозиции с хорошим уклоном. Это нас манило. 
- Прогноз был безнадежно позитивен в виде солнца и безветрия на весь день.

Был и минус: зона выката не до конца просматривалась. Но, "черная дыра" была только уже на выкате из цирка и было точно понятно, что мы сверху ее просмотрим и если она будет критически опасна то мы легко выкатимся по линии подъема в точку старта и на том и закончим. 

Нас ничего не смущало и мы сутра выдвинулись.

Пройдя примерно с километр мы столкнулись с тем, что вчерашним ветром снег сильно обдуло и в итоге он имел непростую и неоднородную структуру - корка под которой камни сменяющаяся тяжелым надутым глубоким снегом. Увеличение уклона в сочетании с отсутствием простора не позволяли двигаться длинными спокойными траверсами и заставляли часто кикать что привело к мелким, но неприятным поломкам: на одной паре лыж разлетелся ски-стоп и пришлось его перебирать, а на второй паре, по причине неудачной формы задника лыж и невозможности нормально растянуть камус, между камусом и лыжей набился снег и клеящая возможность снизилась до нуля - камус начал отваливаться и движение вперед было крайне затруднительно в текущих условиях.

Перебрать ски-стоп и вернуть работоспособность креплений удалось быстро. Благо с собой был необходимый инструмент. А вот с камусом все было сложнее. Его надо было прогреть и вычистить чтобы можно бы было идти дальше, но... Для этого нужно было около получаса на солнце прогреть скользяк лыжи и камус дав снегу на клею растаять. А солнце, которое провожало нас на старте и по прогнозу обещавшее быть два следующих дня, резко поменяло свои планы и скрылось за облаками. К тому же, поднялся ветер который был холодный и резкий. Мало того, что прогреть малыми усилиями камус не было никакой возможности, так еще и надвигалась угроза получить облачность и катание "наощупь". Учитывая "черную дыру" в просмотре линии для нас отсутствие видимости формировало серьезные риски попасть в историю, а ухудшение погоды обещало сделать эту историю незабываемой. И, не смотря на то, что до запланированного места начала спуска осталось примерно метров 100 перепада, мы приняли решение развернуться и спуститься назад по линии подъема.

Спуск был непрост и совсем не интересен: уклона не хватало, корка заставляла работать, камни драли лыжи и били в ноги. Но, спустившись в точку выхода мы точно не пожалели о принятом решении потому как погода окончательно испортилась и весь запланированный спуск затянуло тучами и поднялся штормовой ветер. Мы спокойно вышли в зону курорта и перекусив отправились домой.

Вот такая вот типичная история для ски-тура. Именно типичная потому как именно так и проходит достаточно большое количество ски-тур вылазок. Да-да, именно так. Только некоторые заканчиваются волшебными спусками по бездонной целине за которой так гоняются новоиспеченные фрирайдеры и ски-турщики, но большинство выходов проходят по примерно таким сценариям как у нас в этот раз. Или приходится остановиться и изменить маршрут или отказаться от реализации задуманного, или на склоне по которому планировался спуск снег совсем не тот который хотелось бы, или его и вовсе нет, или... Вариантов ИЛИ в данном случае бесконечное количество. Но, суть моего рассказа не в типичности ски-тура и не о том какой он "типичный ски-тур", а о совершенно другом. О том, что по итогам данного похода я пришел к некоторым идеям и решениям которыми и хочу поделиться в данном посте блога.

Как же стать ски-турщиком?

Я достаточно давно размышляю о том, что же является ключевым во фрирайде и ски-туре. Умение кататься по свежему снегу? Умение искаться это самый свежий снег и выбирать линию спуска? Лавинная безопасность? Знание инвентаря и умение его подбирать под задачи? Что? Я ищу ответ на этот вопрос давно потому как давно имею желание сделать пособие по бэк-кантри и фрирайду которое будет действительно полезным и по которому каждый желающий сможет стать полноценным покорителем горных склонов и просторов. Для создания такого универсального пособия нужно чтобы в нем были ответы на главные вопросы. Но как на них ответить если не так просто определить что же именно главное?

Большинство современных программ, пособий, рекомендаций и лекций по внетрассовому катанию построены по совершенно стандартным шаблонам: как выбрать инвентарь, безопасность, как кататься. И все, вроде бы, логично, просто и понятно, но каждый раз выходя в реальный "внетрасс" с начинающими, хотя и активно изучающими вопрос людьми, сильно удивляешься их реакциями на совершенно типовые для бэк-кантри моменты. В описанной мной истории были только проверенные люди не читавшие никаких статей и обучалок и не посещавших лекций и с ними все прошло более чем отлично: не вызывало вопросов то, что надо действовать не по прогнозу, а по обстоятельствам, что надо не обсуждать случившиеся и людей допустивших случившееся "как ты мог купить такие крепления?" или "почему ты не сделал крепление для камуса?", а искать решения, что надо не упираться любой ценой реализовать намеченное, а получать удовольствие от того настоящего которое есть, что надо постоянно оглядываться назад и отслеживать прохождение точки невозврата пытаясь прогнозировать ситуацию наперед...

Я четко понял, что главная ценность бэк-кантри в том, что оно именно бэк-кантри, а не внетрассовое катание. Как только в голове катальщика появляется слово "трасса" с приставкой "вне" или без нее, он тут же тянет все ценности, форматы и принципы мышления и принятия решения из трассовго катания. Не важно добавили вы к определению "вне" или нет - основной корень остается "трассовое". И образ мысли остается "трассовый". Так же как и при катании по подготовленной трассе остается стремление:
- Выбрать "правильный" инвентарь который не ломается. Вместо того, чтобы думать о том, что вы будете делать когда сломается. А ломается все. 
- Кататься при любой погоде и видимости.
- Кататься без плана и маршрута "куда глаза глядят".
- Планировать маршрут и идти по нему "до последнего" полагая, что "не, ну как-то же я оттуда выберусь. Всегда же выезжали" или "мы что зря планировали?" 
- Двигаться вперед без оглядки назад не планируя повернуть "впереди всегда есть подготовленный склон". 
- Не следить за погодой потому, что в прогнозе писали, что все будет ОК. 
- Безоговорочно верить в супер-способности спасателей которые могут все и должны.
- Беспричинно верить в то, что за поворотом будет теплое кафе с туалетом и теплой батареей.
- Думать, что "а я не знал и мне никто не говорил" спасает от всего.

Я понял, что в бэк-кантри есть свои ценности и две части компетенций: 
- техническая - безопасность, техника катания, инвентарь
- опытная - умение видеть рельеф, отслеживать погоду, предсказывать снег, прогнозировать неприятности и искать из них выход, принимать решения...

Техническим компетенциям научиться легко. Достаточно позаниматься с инструктором, походить на лекции и практиковаться. Но как быть со второй частью? Ей как научиться? Она же может быть приобретена только на практике. Получается, что надо постоянно практиковать? Но, тогда получается замкнутый круг: без данных компетенций практиковать сложно и небезопасно - без практики не получить компетенций. Как быть? Особенно, российским любителям фрирайда которые ну совсем не желают ни учиться, ни заниматься с инструкторами, ни обращаться к гидам предпочитая получать всю необходимую им информацию на ютубе? Должно же быть решение.

Так вот, главная мысль которая пришла ко мне в описанной выше вылазке - решение есть.

Умение правильно принимать решения, планировать и предвидеть это просто опыт который накапливается с каждым бэк-кантри выходом. Его можно получать лично совершая выходы, а можно получать анализируя журналы тех кто их совершил. Если такие журналы есть.

Таким образом мой личный план по составу "самоучителей" по фрирайду скомпановался. В него должны войти части о технических вопросах и "журнал реальных вылазок". Вот именно отсутствие этого пункта про журнал походов в планах по созданию фрирайд самоучителей и смущало меня. Теперь видение сформировалось и можно смело начинать активно двигаться вперед в данном направлении.

В итоге, если все задуманное на грядущие сезоны реализуется то следует ждать появления технических частей самоучителей и видео-журнала похождений с рассказами о процессах планирования и реализации с выводами.

Осталось дело за малым - сделать. Но, этому мы, вроде как, уже научились.