Линия спуска во фрирайде

Традиция регулярных неформальных субботних тем, замененная передачей "Разговоры о каталке", потихоньку отмерла и потеряла свою актуальность потому, что, лично для меня, формат прямого эфира кажется более удобным для окологорнолыжных размышлений, но сегодня есть тема которую на которую я хочу поразмышлять вслух, но не хочу делать статью. И потому, что статей по данной теме уже достаточно много есть на сайте, да и потому, что не буду говорить о полезных техниках, а буду говорить о состоянии голов руссо-фрирайдо. 

Я живу не на необитаемом острове без связи и катаюсь не на персональной горе и потому, не регулярно, но периодически, встречаюсь и с фрирайдерами и с видео с их похождений и катальных подвигов. Не скажу, что прямо все и всегда, но в большинстве случаев достаточно сложно определить принципы выбора места, направления и содержания спуска у российских фрирайдеров. В большинстве случаев люди катаются по принципу "куда глаза глядят", реже по принципу "мы тут ездили - там хорошо", еще реже с гидом по принципу "покатай меня, большая черепаха". Про черепаху это образная цитата из старого мультфильма никакого отношения ни к оценке гидов, ни к катальщикам не имеющая, применяю ее потому, что она характеризует методику катания с гидами когда гид просто едет по своему маршруту, а группа едет за гидом пытаясь повторить его маршрут. Все эти варианты существуют и они имеют свои плюсы и минусы, но все они не только не соответствуют моему представлению о фрирайде, но и вообще не соответствуют понятию фрирайд. Это все просто времяпрепровождение в горах к фрирайду не имеющее никакого существенного отношения. Почему? Рассказываю. 

Для начала давайте поймем, что же тогда такое фрирайд. Только поняв что это можно точно определить насколько катание по следам соответствует фрирайду. А ведь, по сути, катание по следу гида это тоже катание по следам, вы же ведь не знаете куда едет гид и что вас ждет дальше по маршруту. Вы так же едите по следам, только в случае с катанием с гидом вы видите кто и как эти следы оставляет. 

Для меня высшая стадия развития фрирайда это соревновательный фрирайд. Многие руссо-фрирайдо сразу в этом месте размышлений любят встать на дыбы и заголосить: да какое отношение к нашему катанию имеют соревнования по фрирайду, да обычные лыжники никогда не проедут ни так, ни там где катаются участники соревнований. И это сразу не верно в корне. Во-первых, любителям фрирайда и не надо в катании делать дропы на 10 метров, во-вторых, фрирайд это не только дропы по 10 метров, а, в первую очередь, это ценности катания и они совсем не про дропы по 10 метров, а в-третьих, не все соревнования по фрирайду настолько суровы как может казаться и участники едут так, что повторить и превзойти их проезд может даже ребенок или новичок, что неоднократно было сделано на практике в моих школах по начальному фрирайду. Так вот, что самое главное в соревнованиях по фрирайду? Выжить, не упасть, проехать технично, не попасть в лавину? Что? Да, все это тоже важно, но совершенно вторично. Но, что первично? 

Первична во фрирайде линия спуска. То как фрирайдер едет по склону. То как она спланирована и проехана. Да, все фрирайдеры которые не просто катаются вне трасс, а которые фрирайдеры, каждый свой спуск планируют и проезжают так как спланировали. В этом и есть фрирайд. И в этом и есть его отличие от просто внетрассового катания. Линия спуска, осознанная, спланированная и реализованная - вот главный элемент фрирайда. Все остальное уже детали или надстройки на это главное и основное понятие. 

Да все фрирайдеры тщательно просматривают склон и тщательно планируют линию которая будет яркой и интересной. Вот примеры планирования линий с финала FWT в Вербье. Попробуйте определить где чья: 

линия во фрирайде

линия во фрирайде

То есть, крутость фрирайдера определяется сложностью и чистотой выполнения его линии спуска. Сложностью соответствующей его уровню, естественно. Да, фрирайдеры просматривают склон, анализируют на нем состояние снега, определяют масштаб элементов, прокладывают маршрут спуска, определяют ориентиры по которым они будут ехать и понимать свое место на склоне в процессе спуска и проезжают линию. 

Да как ее смотреть? Да нафига на это тратить время? Да я лучше просто с гидом покатаю? Да мы не спортсмены? - основные вопросы и возражения большинства руссо-фрирайдо. И все они имеют право на существование и истину. Но только в формате внетрассового катания. Которое не имеет никакого отношения к фрирайду. 

Самое занимательное в том, что кататься осознанно по запланированной линии спуска не означает кататься меньше. Сложным это, так же, кажется ровно до тех пор пока не знаешь и не понимаешь как это делается. Но, на деле, все кто попробовали кататься осознанно уже не хотят просто кататься по следам ради наката бестолковых километров спусков по следам. Такое катание открывает новые горизонты увлечения. Один и тот же склон на каждом спуске открывается с новой стороны. Появляются личные микро цели в катании которые мотивируют на развитие и подпитывают интерес к катанию, развитию, профессиональному росту. 

Кататься осознано намного интереснее и для такого катания нужно намного меньше ресурсов. Как этому научится?

Да, такому катанию почти никто не учит. Но, уже сейчас есть в доступе:

То есть, опять, все есть в доступе настолько, что можно не вставая с дивана стать фрирайдером настолько, чтобы спокойно и смело поучать других. Чтобы научится применять все на практике стоит принять участие в школах по фрирайду: https://www.yourski.ru/content/plan-kalendar-vyezdnykh-gornolyzhnykh-sh… В каждой школе я уделяю вопросам осознанного катания: просмотр, анализ, планирование и реализации спуска - максимум внимания. Кстати, на заглавной фотке к статье фото, как раз, из программы по фрирайду на которой зафиксирован процесс просмотра склона в бинокли перед спуском. Вот так и работает.