Нужна ли федерация фрирайда и что она должна делать?

Вопрос о федерации фрирайда в России встает регулярно. Встает он пока только в ключе обеспечения финансированием развития фрирайда, открытием школ, оплатой тренеров и поддержкой команд. Никогда не понимал кого именно надо поддерживать если никто ничего не пытается делать, а те кто пытается тот делает без поддержки, но, сегодня суббота и время свободных тем и я решил подумать вслух о том, что лично я бы ждал от федерации фрирайда если бы она была.

Сразу отмечу, что она есть. Фрирайд официально приписан к федерации альпинизма ФАР, но там об этом или не знают или не хотят знать. И это всех устраивает потому как, лично по-моему персональному мнению, федерация пока никому не нужна потому как никто не понимает а зачем она вообще нужна. Кроме распределения бюджетов, которых нет, никакой другой функции от нее не ожидается. Но, чем же, кроме распила денег может заниматься федерация с пользой? Есть ли такие направления? Есть.

Самое главное направление в работе федерации - регламентация, стандартизация, методология. У нас в России вообще нет никаких стандартов в области фрирайда. Ни касательно соревновательного фрирайда, ни касательно простого катального. Ничего. Я не стану долго перечислять направления стандартизации которые нужны, я просто приведу для примера одну житейскую ситуацию с которой может столкнуться каждый катальщик или гид и которая никак в России не определена и не регламентирована.

Вы приехали покататься группой единомышленников. У вас все есть из инвентаря и вы все умеете и понимаете как делать правильно и безопасно. Вы выбрали линию спуска и заходите на старт. Пришли и обнаруживаете что ниже вас уже спускается группа таких же опытных людей у которых в группе есть открывающий и он уже спустился и стоит ниже группы в безопасном месте, есть стартующий который по одному запускает участников и есть участники которые очень организованно спускаются. Но вы находитесь выше них, у вас нет с ними связи ни по рации, ни по телефону. Вы не можете двигаться потому, что вы создаете им опасность. Даже после того как вся группа спустится к стартующему вы не можете двигаться потому, что вы знаете что они ниже вас и вы все равно создаете им опасность. Другой линии у вас не запланировано или ее и вообще нет. Ваши действия?

В европейских гид-школах есть регламент как быть в такой ситуации. И все очень просто: привлекаем внимание голосом или как-то иначе, показываем знаком запрос тайм-аута спуска, ждем подтверждения от стартующего о приеме запроса, ждем от стартующего подтверждения тайм-аута и это значит, что все участники группы в безопасности, спускаемся к стартующему группой по одному или спускается только открывающий с рацией по которой есть связь с остальными участниками группы, спустившись согласовываем дальнейший спуск и либо спускаемся совместной группой или расходимся в согласованном порядке. Вот и все.

Это есть регламент. Его, в идеале, должны знать все участники групп или, как минимум, руководители групп которые спускаются. И этот регламент общий для всех должен быть разработан централизовано федерацией. То есть, федерация должна заниматься разработкой такого плана регламентов.

Я надеюсь у вас нет сомнений, в том что такие регламенты увеличат безопасность катания? И в том, что такого рода регламенты нужны и полезны?

И вот именно такой деятельности в России нет и не планируется. Все те организации которые создаются работают только в области раздела рынка гид-услуг через лицензирование и сертификацию, но никак не в области регламентов повышающих безопасность катания. А вот именно это же нам всем и надо.

Выходит нам сейчас нужна федерация которая способна навести порядок в регламентах и стандартах которым можно учить гидов и инструкторов работающих в горах с реальными людьми. И регламенты эти должны как и правила дорожного движения быть доступны всем бесплатно. Любой человек должен иметь к ним доступ, а не только те кто заплатили денег за обучение в рамках программы лицензирования гида. Схема с правилами дорожного движения отработана годами. Все же просто и не надо ничего выдумывать: хочешь знать как надо водить автомобиль - читай правила, хочешь иметь лицензию на самостоятельное управление - иди и сдавай экзамен на лицензию и все. И вот так количество порядка начнет рости. А бюджеты, когда они появятся, попилить можно и без федерации. Такие бесполезные организации растут в последнее время как грибы.