Почему популярны универсалы

Все же, традиция субботних неформальных тем была хорошей и, лично мне, она нравилась. Не хочу чтобы она пропала на ровном месте и сегодня хочу ее поддержать. Тем более, что и тема есть навеянная разбором видео и фото-материалов привезенных из Приэльбрусья. Вспомнилось пара эпизодов в катании и они навели на старую системную мысль которой я, даже наверное, когда-то уже и делился, но и еще раз повториться лишним не будет. Тема про то почему при всем понимании того, что универсальные лыжи это лыжи которые хорошо не работают нигде все же самые популярные. Поехали.

В катании в Приэльбрусье я заметил некоторые интересные паттерны поведения лыжников которые, к тому же, в некоторой ограниченной форме в виде малодушия, проявились и в нашей команде. Причина их мне совершенно понятна давно и ясна как белый день: ложные критерии оценки ложных ценностей навязанные интернетными икспертами. Например, ложная ценность того, что фрирайд это свежий снег в совокупности с тем, что свежий снег это снегопад формируют совершенно неверное поведение: катание в снегопад. Почему неверное? Да потому, что в снегопад кататься плохо потому, что ничего не видно, да к тому же, лавиноопасно. В снегопад кататься никакого смысла нет вообще. Правильнее дождаться пока снегопад закончится, придет ясная погода, снег осядет и станет стабильным и вот тогда уже и кататься при полной видимости рельефа по такому же свежему и мягкому снегу как и в снегопад. Единственное, что в таком случае надо делать - поправку на ветер. Надо следить за ветром и кататься там куда ветер перенес снег и у вас будет отличный паудер-дей. 

А теперь пару реальных историй свидетелями или участниками которых мы стали в Приэльбрусье. 

Снегопад. Во время нашего пребывания там и катания был снегопад с достаточно низкой облачностью. То есть, все в лучшей традиции: ничего не видно, кататься невозможно, но идет снег. По моим понятиям кататься не надо вообще. Надо готовиться к предстоящему паудеро-дню: восстанавливаться, практиковать навыки которые можно практиковать без подъема на гору. По-факту, на горе, все совершенно обратно: очереди катальщиков, все с лавинными рюкзаками, на широких лыжах едут фрирайдить, поднявшись на гору понимают, что не видно ни черта, аккуратно скоблясь спускаются по центру, по буграм и ободранной корке проклиная маску за 15-20 тысяч рублей которая не убирает туман как обещала аннотация производителя. Покатались. У меня в команде тоже нашлись участники с не до конца устоявшимися ценностями катания, не весь налет горнопляжа я еще их некоторых выбил, которые решили, что раз так много людей катаются, то значит не надо верить своим глазам и логике и надо идти катать - там на горе точно что-то есть, что всех туда манит. Ну поднялись, ну на собственном опыте поняли, что если все делают это не значит что это правильно, переплевались и пошли отдыхать и готовиться к следующему дню в который, в данном случае, и надо кататься. 

Корка. На следующий день действительно с каталкой все волшебно сложилось во всех смыслах слова. Снега по пояс, состояние снега отличное, народу никого. Народ не видит снегопада и считает, что снега на горе нет. К тому же, ветер был южный и весь снег с южных склонов сдуло на северные. На Чегете, самая катальная часть - южная. Народ поднимался на гору, пытался спускаться по центральной и южной части, натыкался на неприятную обдутую корку и уходил с горы. Дальше логика проста: севера крутые и ехать по крутому склону с коркой совсем плохо. Но, на северах был весь снег который принес вчерашний снегопад. Его то мы и катали. И опять в наших рядах по причине малодушия зародилось сомнение о том, что если такой прекрасный снег тут то почему бы нам не пойти на лояльные, пологие и длинные южные склоны с которых, к тому же, более лояльный выкат не через бугрятник доллара? Проверили на одном спуске, с краю, поняли, что чудес не бывает и вернулись на севера. Докатали отличный день, сделали тройку длинных спусков первым следом и были крайне довольны. 

Вывод. В современном горнолыжном обществе существует великое множество совершенно ложных ценностей которые достаточно сильно укоренились и продолжают популяризироваться. Вместо того, чтобы немного углубиться в вопрос и разобраться в нем людям удобнее схватится за ценность которой пользуется большинство и руководствуясь принципом: это работает потому, что так делают все - делать как все не задумываясь над истинностью данной ценности. В итоге имеем то, что я описал в двух простых примерах из реальной жизни: люди даже при наличии отличных условий катания не пользуются ими в катании, а катают непонятно что. Следовательно, катаясь в неудачных для катания условиях и инвентарь выбирают не под то, что хотят в катании, а под то, что имеют. То есть, катаются люди в снегопад, чего делать не стоит совсем, и размышляют о маске которая позволит кататься в туман и в снегопад, лежит на северах Чегета паудер, а народ катается по корке и размышляет о лыжах для фрирайда которые едут по корке, а не в целине на северных склонах. 

Вот так я и подошел к начальной теме про универсальные лыжи. Вот потому и популярны универсальные лыжи: людям проще найти лыжи которые едут по корке чем отказаться от катания по корке и разобравшись в природе снега и условиях влияющих на его состояние и количество, начать кататься без корки. Людям проще изучить маски которые в теории работают в туман, чем разобраться с планированием катания и перестать кататься в туман. 

Универсальные лыжи, как и любой другой универсальный инвентарь позволяет людям не заниматься изучением вопросов которые им кажутся сложными. Проще купить дорогой бипер и уверовать в то, что он тебя спасет от лавины, чем вникать в теории лавинного прогнозирования и не кататься в лавиноопасных местах не попадая в лавины или практиковаться в поиске попавшего в лавину вместо катания в туман. Проще купить универсальные лыжи которые прощают ошибки, чем потренироваться и перестать совершать ошибки. Проще купить ботинки которые амортизируют неоднородный снег, чем научиться отрабатывать его ногами. Проще купить лыжи которые едут по корке чем научиться следить за ветром, солнцем и температурой чтобы предсказывать корку и не попадать на нее... Универсальный инвентарь это "просто". Ну и, что с того, что он не работает как надо когда удается попасть на хорошие условия катания ради которых все и затевалось. Не в этом суть. Главное, что он позволяет не напрягаться. 

Другие заметки:

Школы по катанию - неосознанная необходимость

Несмотря на то, что официально профессий гида и инструктора у нас в стране как не было так и нет, мы, любители горных лыж, понемногу таки научились их различать и у нас начали формироваться общие п


Опыт фрирайда: широкие лыжи.

Я достаточно давно работаю в области горнолыжного катания и имею возможность наблюдать за изменениями которые в этой среде происходят в течении времени.


Соревнования по фрирайду - путь развития в России

Сегодня суббота и это время офигительных историй.