Универсальные лыжи: спираль закручивается...

На мой субъективный взгляд универсальные лыжи - самая сомнительная и мутная категория лыж. Причин почему именно так сложилось я точно не знаю. Может быть потому, что лично мне больше нравятся специализированные решения с точным назначением, а может потому, что мне они не подходят по приоритетам в катании. Но, они есть и всегда будут. И, как бы я к ним не относился, на сегодня это самая быстро меняющаяся и развивающаяся категория горных лыж. Правда, направление развития, походу, зашло на замкнутый цикл.

У изменений которые происходят в категории универсальных лыж в последние несколько лет есть явная тенденция, безусловно, это не официальный тренд и, скорее, только мое предположение относительно того, что происходит, но сегодня суббота и время неформальных тем и самое время поделиться своими размышления по данной теме.

Изначально универсальными лыжами называли более широкие карвы. Они и были именно карвы: жесткие, с формой бокового выреза от карвов, но немного шире в талии для повышения проходимости на мягком снегу. Потом началась тенденция в смещении в сторону наследования параметров лыж для фрирайда: универсалы становились мягче, формы становились интереснее и прогрессивнее. И унаследовать достижения в области повышения проходимости у лыж которым уготовлено кататься там где подготовленных трасс не было и не предвидится казалось логично . Но...

В коллекции сезона 17-18 легко заметить возврат в универсальных лыжах к классическим карв-канонам. Даже К2 которые точно не сильны в карв-лыжах и которым точно есть чем похвастаться в области лыж для фрирайда развернулись в сторону классики и возвращаются к карвам с повышенной проходимостью возвращая лыжам жесткость и классическую карв-форму. Почему так? Неужели не работают фрирайд решения?

Ответ прост: фрирайд решения и работают и не работают одновременно. В одном работают, а в другом не работают. В катании работают, а в продажах не работают. А горные лыжи это катание для лыжников, но бизнес для производителей. И если лыжи не продаются так как могли бы то делать их никому не хочется. Ни одна компания не будет терять рынок только ради любви к идее и от того, что их конструкторы понимают что-то больше других.

Реально, в катании все лыжи с применением фрирайд-технологий, на мой взгляд, были и интереснее и эффективнее в универсальности в сравнении с их классическими карв-коллегами или конкурентами. Они были и более универсальными, и более проходимыми, и в катании по жесткой трассе не сильно проигрывали, но существенно выигрывали и на мягком снегу и на разбитом. Но, они очень сильно проигрывали в продаваемости. Продать карв-универсал в десятки раз проще и в итоге продажи по таким лыжам превышали в десятки раз продажи лыж в которых применялись фрирайд-технологии. Почему?

Лыжи покупают люди. Так получилось, что удел универсальных лыж - начинающие лыжники или любители не ориентированные на развитие уровня владения техникой катания и не вникающие в глубину вопроса и от лыж ждущие управляемость, дружелюбность, простоту в управлении, комфортность и понятность. Но, если человеку уже освоившемуся в катании вне трасс предложить карв-лыжи для трассы то никакого страха и отторжения не возникнет. А вот если начинающему или любителю катающимся только по подготовленным трассам предложить прокататься на лыжах для фрирайда то будет много сомнений, страхов и, скорее всего, будет отказ даже попробовать. Вообще любителям и новичкам свойственно смотреть на лыжи для фрирайда как на некий инопланетный ужас для камикадзе, нежели как на только лишь одну из разновидностей инвентаря. При покупке лыж начинающих лыжников пугают универсалы с непонятными формами и непонятным назначением. Плюс, добавка в ростовке на рокер, а, ведь, ростовка не может быть больше чем рост минус 10-15 см....

Вот и получилось в итоге так, что очень интересные универсалы так и не набрали свою аудиторию и их производители поняв, что они теряют долю рынка, а у универсальных лыж доля продаж самая большая, вернулись к классике и теперь будут отбивать потерянные позиции. В итоге у Саломона ушла в небытие серия Q, у К2 подающие надежды Коники вернулись в карв-каноны, у Атомика акцент опять сместился на универсалы серии Вантадж с совершенно классическим карв-форматом.

Означает ли это что универсалы построенные на базе фрирайд-решений плохие? Безусловно нет. Не сработали они только в продажах. Исключительно по той причине, что появились на рынке раньше положенного им времени. Для того, чтобы они стали популярны и в продажах надо было сначала менять рынок и правила игры. Маркетологам стоило бы сначала переработать принципы выбора лыж: уйти от правила выбора лыж по росту которой и по сей день существует и процветает, поработать со множеством неверных стереотипов которые сложились в горнолыжном обществе, например, что экспертные лыжи должны быть жесткими. Другими словами, надо было подготовить рынок и запускать новый продукт и тогда он бы прижился. Пока мы опять возвращаемся на исходные создавая в развитии данной категории спираль.

Что характерно. Все кто смог позволить себе смелость купить универсалы "нового формата" все довольны и отлично катаются. Стало быть решение работает.

Лично я уверен более чем, что еще будет ни одна попытка вернуться к применению фрирайд-решений в области универсальных лыж. Иначе не может и быть. Потому как карвинг, сам по себе, очень специальное катание не предполагающее особой универсальности и ничего интересного по универсальности там появиться не может. И в итоге развитие универсальных лыж так и будет идти по спирали: технологии будут двигать вперед - потребительские страхи будут толкать назад. Но, на каждом витке в них будет оставаться что-то от нового и движение вперед все же будет.