
Начинаем историю с анализом проездов и сегодня разбираем базовые понятия траектории движения по горнолыжной трассе на простом теоретическом примере. В очень ограниченном объеме достаточном для того, чтобы познакомиться с теоретическими основами построения траектории, но не оторванно от практики, а, хоть немного приземленно к применению знаний в реальном катании.
Задачка
Есть две траектории
Совершенно очевидно, что они разные. Но в чем их отличия? Это первый вопрос. Естественно тут важно не просто ответить как эти линии отличаются по форме, но и по технике выполнения, ну, какие там фазы и прочее.
Но это не все, это было бы очень просто. Усложняем и второй вопрос: а зачем нам в катании эти разные траектории, где и как и, главное, для чего они применяются спортсменами и что они дают?
Разбор.
Эти две траектории отличаются по основным параметрам:
- Ритм, радиус и цели
- Формой поворотов
- Расположением апекса
Что это значит и как с этим работать? Погнали.
Ритм, радиус и цели
В любом анализе все начинается именно с этого, точнее, с целей: а что было главное в том или ином повороте, движении, проезде? В данном случае имеем первую разницу. 1-ая траектория это слалом, 2-я это гигант. Это понятно по разнице вешек и флагов. В слаломе - вешки, в гиганте - флаги. Так всегда и это важно. Ибо это разные дисциплины и, главное для нас сейчас, у них ритм поворотов разный потому, что вешки стоят на разном расстоянии.
Цели, соответственно, тоже разные.
В слаломе первоочередная цель не пролететь мимо вешек и максимально минимизировать путь. Чем меньше путь - тем быстрее проезд. Естественно так же важно чтобы было меньше проскальзываний которые дают тормозящий эффект, то есть, задача пройти максимально на кантах на прогибе лыж с продольным скольжением. Не смотря на то, что радиус поворота будет маленьким потому, что вешки стоят очень близко друг к другу. Близко в сравнении с радиусом лыж который явно больше чем расстояния между вешками. Следовательно нам нужна хорошая загрузка лыж, хорошая зарезка лыж и давление в них для прогиба. Ну и в итоге надо получить максимально ровные повороты с продольным скольжением лыж.
В гиганте расстояния между вешками сильно больше, да и длина пути уже не так сильно влияет на время прохождения трассы, а вот скорость влияет сильно и главная цель набирать ее больше и меньше терять. Набирается скорость когда лыжник едет вниз по горе вдоль линии ската с продольным скольжением лыж, то есть с лыжами направленными вдоль траектории движения, а теряется когда он едет поперек линии ската или у него есть тормозящее поперечное скольжение лыж с давлением на них. Значит нам нужно чтобы в нашей траектории участки где мы едем вниз на продольном скольжении были максимально большими, а все остальные максимально маленькими.
Форма и Апекс.
Если в случае с 1-ой траекторией форма и апекс не особо связаны на прямую между собой, то в случае 2-ой траектории совсем связаны и отрывать их друг от друга в анализе точно не стоит - совмещаем.
Немного лирического отступления.
А что такое апекс?
Апекс это банально вершина дуги поворота. И все. Не более и не менее того. Другой вопрос: если вершина дуга то в какой точке у нее вершина если в любой точке при построении в ней касательной к дуге - дуга будет менять направление? Тут можно долго и упорно спорить: а что же считать в горных лыжах апексом, как это делают в других видах спорта в которых есть траектория, а можно просто один раз договориться и дальше жить с этим определением. Предлагаю считать апексом тут точку в которой дуга меняет направление и если в этой точке провести касательную к дуге то касательная будет параллельна или совпадет с линией падения склона. То есть, это вершина дуги поворота.
Относительно вешки или ворот трассы апексы бывают трех видов: ранний, средний и поздний. А именно: ранний - когда вершина поворота делается выше вешки или ворот, средний - когда вершина поворота на одном уровне с вешкой или воротами, поздний - когда вершина поворота ниже вешки или ворот. Очень надеюсь, что картинка не нужна. Если нужна то в интернетах их прям полно.
Продолжаем.
Итак, в первой траектории нам надо любой ценой не вывалиться из трассы, во второй нам надо набирать максимальную скорость и как можно больше ехать по участку в котором лыжи направлены вниз по склону.
В первом случае нужна максимальная зарезка лыж в склон. А это происходит в третьей фазе. Если вы этого не знаете то смотрите лекцию тут... Следовательно нам надо построить траекторию так чтобы акцент был на третьей фазе. Идеально для этого подойдут повороты с поздним апексом. То есть, нам надо пролетать первые две фазы поворота и запрыгивать под вешку в загрузку задников и середины лыж. Лыжи прогнуться и мы акцентировано и цепко закроем поворот и улетим на отдаче в новый. И мы вроде как бы и не сильно тормозим потому, что минимизируем боковое проскальзывание и лыжи прогибаем максимально и поворот делаем максимально коротким. Зачем мы пролетаем первую и вторую фазу? Только лиш затем что нам на них просто не хватит времени. Если ширина трассы позволяет, то конечно пролетать их не стоит и есть полный смысл зарезать и заводить лыжи в дугу с носка из первой фазы через вторую в третью.
Во втором случае нам не нужна никакая загрузка и никакой поворот: вешки стоят широко и места хватает и нам надо просто максимально выпрямить траекторию и направить ее вниз. То есть, нам надо максимально убрать все поперечные движения и спрямить траекторию. Для этого полностью убираем все прогибы лыжи - то есть, полностью убираем и первую и начало второй фазы заменяя их дрейфом, а для того чтобы прямой участок был длиннее начинаем его как можно раньше, для чего применяем поворот с ранним апексом. Пусть для этого нам придется вылететь немного за габариты трассы, ничего страшного, на разгоне наверстаем. Зато у нас получается длинный разгон. Третью фазу тоже убираем потому, что она нам не нужна - в следующую вешку мы и так попадаем без догиба лыжи и закрытия поворота. Вопрос только в том, чтобы сделать и следующий разгон таким же длинным? а вот как раз для этого мы переносим смену дуг в третью фазу убирая и четрвертую фазу тоже. Визуально получается примерно так:
В итоге имеем связку поворотов немного странной, но очень характерной и эффективной для гиганта формы - банан-повороты.
В чем разница
Так в чем разница траекторий?
Во-первых, в дисциплинах: гигант и слалом.
Во-вторых, в целях их построения и реализации. И это самое главное. У этих траекторий разные цели. И важно знать и понимать, что спортсмен едет по трассе не так как получилось, а так как запланировано для лучшего результата.
В-третьих, в апексах: поздний и ранний.
Ну и в-четвертых, в реализации: разные фазы, разные движения, разные действия.
Но, а главное, что основы техники не меняются никак и в одном и втором повороте техническая база одинаковая полностью.
А вот и пример траектории из второго примера. То есть, она, ну совсем, не выдуманная.
Итого.
Разнообразие поворотов и вариантов сочетания движений лыжника при управлении лыжами великое множество. Как и вариантов их трактовок и подходов к их применению. Кто-то видит и делает так и побеждает, кто-то иначе и побеждает. Нет единых правильных и неправильных решений. Но, совершенно точно, есть тактика и если мы хотим кататься эффективно то мы должны о ней знать, уметь с ней работать, понимать ее. Сегодня мы рассмотрели совершенно оторванный от реального применения пример различия траекторий, но даже в таком формате видно, что, с одной стороны, повороты разные нужны - повороты разные важны, с другой стороны, мы видим, что разные формы поворотов не меняют подход применения фаз и движений лыжника по управлению лыжами. Если мы спустимся в анализе до уровня движений то придем к тому, что и движения и в одной и второй траектории применяются строго в соответстствии со стандартными движения по фазам, просто в связи с тем, что определенные фазы выкидываются, вместе с ними выкидываются и движения, но общая основная суть катания от того не меняется.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии