Варианты катания в целине

Фрирайд манит многих лыжников, и решение заняться катанием вне склонов принимает все больше и больше людей. Но на практике не всегда легко получается выйдя за границу подготовленной трассы просто начать кататься с удовольствием. Почему? Что же большинство лыжников делает не так и с чего надо начать изучение внетрассового катания?

Как правило, катание в целине у большинства лыжников, ассоциируется с катанием по полям снега, простором и свободой. Посмотрев видео в которых райдеры парят по легкому снегу всем кажется, что это просто и здорово и, научившись уверенно кататься по подготовленной трассе, многие лыжники полагают, что они выйдут в целину и поедут как по-маслу. Но в реальности чаще все получается совсем не так просто и легко как представляется в фантазиях. На деле оказывается что мягкая и ровная целина явление во фрирайде редкое и даже если она есть то до нее надо доехать по не совсем простому для катания снегу, лыжи привычными и работающими на трассе методами не поворачивают и управлять ими совсем не просто, появляются трудности которых на подготовленной трассе и вовсе не было - снег неровный, неравномерный. Приходит понимание, что надо учиться кататься. Но чему именно учиться? Катанию по мягкому снегу потому, что такое катание приносит больше удовольствия? Или катанию по насту потому, что без умения ездить по насту сложно добраться до хорошего снега? Или стоит учиться кататься по разбитому неровному снегу чтобы иметь возможность объезжать камни и деревья которые, в отличии от подготовленной трассы, никто не обозначает, не убирает и мягкими матами не обкладывает и их надо объезжать самом. Чему и в какой последовательности учиться чтобы и прогрессировать и получать удовольствие?

Начинать учиться стоит тому, что будет использоваться чаще, тому что может больше пригодиться, тому, что будет вызывать больше трудностей на начальных этапах катания и тому, что содержит в себе большее количество технических приемов. Обычно, катание вне трасс начинают заниматься после того как катание по подготовленным трассам уже в достаточной степени освоено и не вызывает трудностей. Получается, что проще всего начинать изучение фрирайда именно с того, что отличает катание вне трасс от трассового катания.

Основное отличие катание в целине от катания по подготовленной трассе в том, что в целине нет четкой твердой опоры под лыжами, лыжи проваливаются под снег и тонут в нем. Утонувшие в снегу лыжи перестают управляться потому как повернуть их становится совсем сложно. Чтобы их развернуть их нужно "доставать" из снега или всплывать. А это совсем новое и неизвестное действие и на подготовленной трассе никуда всплывать было не надо. Именно это всплытие и является отличительной особенностью фрирайда.

Всплытие на горных лыжах на снегу аналогично всплытию на водных лыжах на воде. Там оно решается через скорость - с возрастанием скорости лыжи всплывают на поверхность воды за счет подъемной силы которая появляется при движении. Получается, что для всплытия надо просто разогнаться чтобы началось глиссирование и лыжи перестанут проваливаться. В лыжах все точно так же - если лыжи разогнать до определенной скорости то они перестают проваливаться даже в очень мягком снегу и начинают глиссировать. Но в отличии от ровной водной глади у нас на горе не все так просто и у нас встречаются и камни и деревья и всякие прочие неприятности. И нам не получиться просто разогнаться и нам надо что-то придумывать. Именно поэтому катание в целине можно условно разбить на две части: катание до развития скорости естественного всплытия (глиссирования) и после.

Конечно, кататься на скорости естественного всплытия весело и интересно. Но, мало того, что для такого катания нужны ровные и чистые поля снега с хорошим уклоном на которых можно разогнаться не переживая о возможном столкновении с чем бы то ни было, так еще и уровень катания должен быть достаточно высоким чтобы не испугаться скорости. Ни то, ни другое новичкам фрирайда, без применения спец-средств в виде вертолета, не доступно. А там где новичку кататься комфортно и те места которые доступны не позволяют выходить на скорость естественного всплытия. Именно поэтому начинать изучение фрирайда стоит с катания на скорости ниже скорости глиссирования.

Так же, на начальном этапе катания вне трасс совершенно не лишним будет уметь маневрировать в узких и сложных для катания местах которые встречаются в катании постоянно. В чистом поле проедет каждый, а вот в узком кулуаре, в лесу или на крутяке с камнями надо умение. Вот именно с таких моментов катания вне трасс мы и начнем разбор техники внетрассового катания.