Наверное, многим понятно, что горные лыжи это технический вид спорта и техника катания в нем занимает, ну совсем, не последнее место. К тому же, не секрет, что техника катания делится на разные виды и тыпы поворотов, дисциплины, направления. Самоучители по катанию имеют последовательность. Инструктора учат, ну конечно не все, но учат, по строгой последовательной методике. Но, как во всем этом разобраться простому новичку? Как построить свой план на развитие своего катания и не заблудится в нем, что освоить в первую очередь, а что оставить на потом, и чего не стоит делать до достижения определенного уровня? Давайте разберемся. 

На самом деле ничего сложного нет. Последовательность освоения навыков действительно есть, но она совершенно не секретная и всем известная и, что самое главное, она вполне логичная и до нее можно дойти собственным умом просто на ощущениях и логическом анализе. Но, не будем рассуждать что можно, а что нельзя, а просто опишем ее. Итак, поехали.

Начало.

В начале катания не надо упираться и стремиться к определенной технике. Достаточно, и это крайне важно, научиться контролировать скорость. Для этого на начальном этапе новичкам дается плуг и повороты в плуге. Многие считают, что это совсем детский уровень и пренебрегают им переходя сразу на следующий этап и это есть очень и очень грубя ошибка. Самое главное на начальном этапе - освоить контроль скорости и почувствовать то, что вы можете и должны двигаться на лыжах в контролируемом спуске. Вы должны уже на начальном этапе научиться останавливаться и поворачивать там где вы хотите и вам надо, а не там где удобный рельеф или уклон. 

Второй момент который очень важен на начальном этапе - форма поворота. Необходимо научится кататься ровными круглыми дугами и связывать их в точке, а не "раскидывать" по всему склону. То есть, при движении по склону шириной 50 метров нужно двигаться дугами радиусом 25 метров связанными в середине трассы, а не поворотами с радиусом три метра между которыми 40 метров движения по прямой. В этом вопросе лучше поработать с инструктором чтобы он, как минимум, показал что это и как работает. После прочтения не всегда на практическом уровне понятно о чем речь. 

Скользящий поворот.

Это базовый поворот, основа любительского катания. Поворот в котором лыжи скользят немного поперек. То есть, при движении мы поворачиваем лыжи так чтобы они скользили немного бочком и таким образом постоянно притормаживаем контролируя скорость. Так мы можем кататься на разных по уклону и состоянию трассах с контролем скорости и направления. Это база и ее надо освоить до уверенного выполнения. Уверенное это когда вы можете неторопливо, именно неторопливо, скатится с любой горки и иметь возможность повернуть или остановиться в любом месте на склоне. В любом и резко.

Динамический скользящий поворот

Это тоже самое что в предыдущем пункте, но уже на большей скорости и с резкими изменениями направления движения, с чередованием больших и малых радиусов поворота, с притормаживаниями и ускорениями, с движением без остановок на сменах рельефа и ритма движения. И, что самое главное, на данном этапе вы уже должны уметь активно загружать лыжи и пользоваться их прогибом в движении и разгибом на смене поворотов. Вы не просто должны знать что лыжи так умеют и что такое отдача, но и уметь ей пользоваться. 

Карвинг

Карвинг это когда лыжи скользят вдоль своей продольной оси кантами врезаясь в снег. Принципиально это не является новой или специально техникой - это часть скользящего поворота из которого убрали поперечное проскальзывание. Сложность карвинга в том, что он быстрый. В таком катании нет притормаживания и идет постоянный набор скорости. И это требует уверенного владения лыжами. Но, это и очень весело.

Динамический карвинг

Да, по аналогии с динамический скользящем поворотом, на этом уровне вы владеете резаным поворотом (карвинг) и можете резко менять радиус поворота, ритм катания, скорость, используете активную загрузку лыж и пользуетесь этим в катании.

Фрирайд

В рамках короткого обзорного материала не станем вникать почему так, но во фрирайде очень важна скорость катания. Именно поэтому начинать катать фрирайд нужно только после освоения карвинга. В противном случае будет не безопасно и не просто. Никакой техники фрирайда нет, вне трасс применяется та же техника, что и на трассах, но катание должно быть быстрым, иначе не мягком снегу лыжи не всплывают. А быстро ехать без уверенного владения лыжами не получится. Поэтому надо сначала научиться уверенно и быстро кататься по трассе и только потом выходит вне трасс. 

Ски-тур / альпинизм

Уходить от цивилизации можно только в том случае если вы уверены в своем катании на 100%. Научитесь кататься по любому состоянию снега, любому уклону в сочетании с любой шириной склона и только после этого начинайте думать о ски-туре. Ну, а техника ски-тура, это уже не про лыжи, а про лавинную грамотность, альп-техники и навыки спасения и оказания помощи.

Итого.

Ничего сложного в горнолыжном катании и прогрессе нет. Достаточно просто двигаться последовательно и тогда все у вас будет и быстро и безопасно без лишних травм и без потери времени. И, что самое главное, с большим количество м удовольствия. Последовательное движение по линии прогресса позволяет прогрессировать без напряга и подвига - вы просто переходите на следующий уровень, пробуете раз, два, три и все само получается потому, что основной фундамент уже сформирован и для перехода на новый уровень нужно всего пара новых движений. Легко. Двигайтесь последовательно и будет вам счастье.