Популярность ски-тура растет не по дням, а по часам и, совершенно логично, что производители креплений для ски-тура активно работают над улучшением и повышением конкурентоспособности своей продукции изобретая новые модели. Сегодня изучаем новинку от титанов индустрии креплений компании Fritschi - Tecton 12.

Для начала немного истории и погружения в вопрос. Иначе не всё может быть понятно с новинкой и сложно будет её оценить по достоинству. Итак, компания Фритчи в России больше известна как Диамир. Это первые рамные ски-турные универсальные крепления которые появились в России. То есть, это не новый бренд который появился только сегодня, а очень и очень опытная компания стоявшая у истоков универсальных ски-тур креплений.

Долгое время ски-турные крепления строго делились на два типа: TLT и рамные в которых можно было использовать обычный alpine-ботинок. Универсальные рамные крепления были просты и надежны в эксплуатации, но обладали большим весом, что очень критично в ски-туре, а TLT-крепления при малом весе имели множество проблем с отстреливанием ботинок в случае падения - отстреливались ботинки только в передней части креплений. И так было достаточно долго пока пару лет назад компания Маркер не сделал новые крепления KingPin в которых сочетались передняя часть с TLT и модифицированный задник от alpine-креплений который работал на отстрел при падении как любые классические alpine-крепления. Это позволило решить многие проблемы с настройкой отстрела при падении без существенного увеличения веса. Новинка понравилась фрирайдерам активно использующим ски-тур и стала популярной. И вот компания Fritschi сделала свой кмбо-вариант - Tecton 12.

По-сути, это очень близкая к KingPin от Маркер модель: та же голова с TLT и модифицированный alpine-задник. Но, у Тектонов есть некоторые доработки которые реально ставят их выше Кинг-Пинов.

Применение alpine-задника позволяет добиться того, что ботинок при падении отстегивается не только с передней части креплений, как это работает в TLT, но и с задней. И это позволяет существенно повысить эффективность фиксации ботинка при катании не увеличивая риск получения травмы. В Тектонах, ко всем преимуществам комбинированной схемы, добавляется функция свободы переднего крепления в поперечной оси. То есть, крепления могут смещаться от поперечной оси на значительное расстояние до отстрела ботинка. Так работают все стандартные alpine-крепления, но этого ранее не было ни у одной модели TLT_креплений. То есть, у передней головки есть свободный люфт на который ботинок в креплении может отклоняться без отстреливания, а при выходе за границы диапазона свободного смещения происходит отстрел. Это позволяет существенно снизить "холостые" отстреливания лыж происходящие от наездов на незначительные неровности снега и не несущие никакой опасности для лыжника.

В задней части креплений у Тектонов тоже есть небольшое свое ноу-хау. У TLT ботинок сзади есть пазы для штифтов стандартных TLT-креплений которые при использовании alpine-задника никак не используются. В задней части Тектонов есть выемки которые при застегивании ботинка попадают в пазы на ботинке и тем самым увеличивают эффективность фиксации. Благодаря этому появилась возможность уменьшить крепежный элемент и снизить вес креплений без потери эффективности фиксации ботинка.

Из минусов можно отметить только не совсем удачные форму и расположение переключателя "ходьба / катание" на передней части креплений который в режиме "ходьба" при сильном отклонении ботинка вперед упирается в ботинок и либо повреждает ботинок, либо повреждается сам. Это уже удалось проверить на практике и в результате пришлось выправлять вмятый внутрь носок хорошего ски-турного ботинка.

В итоге имеем хорошие крепления которые отлично подойдут людям активно практикующим и ски-тур в большом объеме, и не желающим себя ограничивать в катании без ущерба безопасности. Безусловно это не самое легкое ски-тур решение, но это, пока, на сегодня, самое технологичное комбинированное решение идеально сочетающее эффективность в ски-туре и в катании при силе затяжки на отстрел 12 Дин, что вполне нормально для уверенного катания.

Добавлю пару моментов из практики:
- по ски-стопу были вопросы - 110-й встаёт на лыжу талией до 120 мм, а 120-й на ней будет избыточно широк;
- вес - хотя и достаточно большой для пиновых креплений, в 1.5-2 раза легче обычных alpine, в результате лыжи 118 мм / 187 см с тектонами оказываются легче 90 мм / 178 см с 13-ми грифонами.

Были комментарии, что вопрос с повреждениями носков ботинок хотели поправить. Если подтвердится, то при прочих равных стоит обращать внимание на модельный год / релиз. Хотя в целом проблема не большая.

P.S. Ждём тестов Shift'ов.

Shift при их весе не интересны. Сейчас, после их выхода, можно совершенно точно сказать, что Фритчи Тектон вне конкуренции в этом классе креплений и конкурентов им нет ни по весу, ни по функционалу. 

Возможно, но надо отметить, что оба производителя вкладывают деньги в инновации, и этим результаты их труда интересны. На другом конце alpine крепления, например, те же грифоны, которые фактически стали стандартом. Намного более простая конструкция, и из года в год выпускается один и тот же килограмм с плюсом. Хорошо хотя бы, что три года назад маркер добавил возможность вставлять скитурные ботинки, тиролия только в этом году почесалась. В остальном - ноль развития. Понятно, что в этом классе все как-то устаканилось и традиционно вес был менее важен, но после Shift'ов или Tecton'ов возить на себе лишний вес на пару простейших креплений так же странно, как ставить на условно парковые лыжи эти самые Shift'ы или Tecton'ы.

Ответ на от RareBird

Ну как бы, среди всего моего окружения есть только один человек который способен выложить 50 или 35 тысяч рублей за крепления которые всего на 500 грамм легче чем крепы за 8 000 рублей. Только один.

 

Такие крепления чистый маркетинг. Они реально никому не нужны вообще. Ски-турщики ходят в еще более легких пиновых и их все устраивает. Катальщики ходят в универсальных тяжелых и их все устраивают. Это чисто инновация суть и цель которой только в привлечении внимания к бренду и пусканию пыли в глаза. Ничего более. Те же Фритчи вообще не делают ставку на Тектон и продолжают делать рамные универсальные и чисто TLT крепы. И они реально продаются. 

Ну достаточно сложно привлечь внимание к стандартным крепам в которых вообще ничего не происходит. Не чем там привлекать внимание. Только снижением цены которая уже снижена до безумия. Вот и приходится выдумать бесполезные универсальные инновации ради маркетинга. 

Я куплю себе Фритчи только потому, что мне реально приходится совмещать катание и ски-тур. Например в предстоящем сезоне выезд в Гудаури: неделя катания - неделя ски-тура. Плюс мне с тестовой точки зрения интересно их погонять в реальных условиях. Зачем их покупать простым частным катальщикам я вообще не понимаю. Если есть свободные деньги то лучше иметь две пары лыж: ски-турные с пинами и катальные с катальными крепами. 

 

Это мое ИМХО.

Ответ на от Роман Костров

Согласен на 300%

Одно дело поговорить про такой инвентарь - другое дело купить. Я лучше на 50 000 на неделю покататься на Чегет сгоняю.

Еще обзоры:

Горнолыжные крепления Fritchi Tecton

Всего в прошлом году мы анонсировали крепления Тектон от Фритчи, а уже в этом сезоне они не только занимают заслуженное лидирующее место в своей категории TLT-креплений с Alpine-пяткой лидирующее м


Горные лыжи Fischer Ranger

Сегодня мы заглянем в совершенно не новую серию лыж для фрирайда от Фишер.


Лавинный рюкзак Scott Alpride E1

Фрирайд дело интересное и веселое, но есть риски которые надо минимизировать потому как решить их все равно не получится. Главный источник риска - лавины.