Взаимодействие лыж со снегом и что влияет на всплытие лыж в снегу

Ранее мы выяснили что в целине при катании по легкому снегу очень важен момент всплытия. Для того чтобы изучить и разобраться как управлять всплытием, нам надо понять за счет чего оно происходит, а для этого надо понять как лыжа взаимодействует со снегом. Давайте и рассмотрим этот момент.

При катании по легкому свежему снегу проблема в том, что мы не можем опираться на снег. Любая попытка стоять на снегу приводит к проваливанию, попытка ехать приводит к зарыванию. Получается очень странная история: стоять не получается потому что снег не держит, ехать нельзя потому, что снег держит. Вот он то держит, то не держит. По взаимодействию с лыжами такой снег очень похож на воду. В воде все происходит так же: стоять не получается потому как проваливаешься, а при плавании сопротивление воды очень сильное и бороться с ним тяжело. Но, именно это сопротивление и стоит использовать для всплытия. Точно так же как его используют серферы, кайтеры и прочие водники которые принцип всплытия позаимствовали у... самолетов.

Да. И в катании по воде и в катании по снегу используется принцип самолетного крыла. Суть его проста: разворачивание движущегося крыла под углом к вектору направления движения создает уплотнение потока с одной стороны крыла и разряжение потока с другой стороны крыла. Разница между уплотненным и разряженным потоком и формирует смещение крыла в сторону разряженного потока. Если повернуть крыло так чтобы разряженный поток был сверху то крыло начинает взлетать под действием подъемной силы которая и образуется из-за разницы в плотности потоков.

Вот именно эта подъемная сила нас и интересует. Именно с ее помощью мы и будем всплывать на лыжах. От чего она зависит и как сделать ее максимальной.

Сила зависит от начальной плотности потоков, скорости крыла, его ширины и угла наклона который называется углом атаки. Можно было бы привести формулу ее расчета, но, как многое научное, формула не помогает пониманию. Давайте разберем по-простому.

Управлять подъемной силой мы можем меняя параметры которые на нее влияют. Лыжа скользит по снегу. Изначально получается, что нижний поток (снег) существенно плотнее чем верхний поток (воздух). Это уже создает некоторые предпосылки для всплытия. Снег лежит под наклоном потому, что мы же катаемся с горок, иначе лыжа не будет двигаться и этот наклон так же создает некоторые положительные предпосылки для всплытия. При движении мы контролируем скорость движения и можем, при необходимости, ускорять или замедлять наше движение. При движении на лыжах мы можем стоять на них ровно или смещать корпус относительно перпендикуляра от поверхности снега и тем самым управлять углом атаки лыж. Так же мы можем разворачивать лыжи по отношению к направлению движения меняя ширину лыжи: при продольном ведении ширина лыжи работающая на всплытие больше, а при поперечном меньше.

Ну и далее давайте просто определим себе так: чем больше скорость, чем шире ваши лыжи и больше угол атаки тем больше подъемная сила, чем меньше плотность снега, меньше скорость движения и меньше площадь лыж тем меньше подъемная сила.

При катании мы можем меняя каждый параметр регулировать подъемную силу. Например, при катании по совсем мягкому снегу и на пологом склоне мы должны стараться развивать скорость больше и ставить лыжу больше вдоль направления движения так чтобы площадь скольжения была больше и стараться смещать корпус так чтобы угол атаки был больше потому как пологий склон не будет обеспечивать его в достаточной мере, а при катании на более жестком снегу на более крутом склоне мы можем двигаться с меньшей скоростью и ставить лыжи больше поперек для контроля скорости меньше смещая корпус потому как крутой склон нам обеспечит достаточный угол атаки и без смещения в заклон.

Что же, теперь мы знаем как лыжи взаимодействуют со склоном и понимаем, что при катании в целине появляется угол атаки и всплытие. В целом вы теперь понимаете как изменение параметров катания управляют всплытием, но, пока, только в общих чертах. Давайте потратим совсем немного времени и разберемся с парой моментов: с полезной шириной лыжи и углом атаки лыж и как ими управлять.