Нам всем очень хочется чтобы в катании все получалось, все было гладко и ровно без ЧП, разного рода неприятностей и неудач. Но, не ошибается только тот кто ничего не делает и трудности неизбежны. С одной стороны это и есть развитие ибо все что нас не убивает делает нас сильнее, с другой стороны сильнее можно стать и без неприятностей. Как снизить количество ошибок приводящим к непредвиденным сложностям - анализировать ошибки и уменьшать их количество. 

Неприятности и неудачи бывают совершенно разные от просто банальны падений до серьезных ЧП с пострадавшими, эвакуацией, спасателями и прочими танцами с бубнами, Естественно, что на мелкие неудачи мы не обращаем внимания потому, что они нами воспринимаются как естественный ход событий. Ну кто не считает, что "не упал - не катался"? Крупные неприятности мы анализируем с целью поиска причин возникновения нестандартной ситуации чтобы понять ошибку и иметь возможность ее исправить в будущем и не попадать в случившуюся историю снова. Но, всегда ли удается найти и точно классифицировать ошибку? Всегда ли есть точная точка ошибки? Всегда ли можно однозначно определить причину ошибки? На деле не всегда. Иногда, отматывая события в обратном порядке от точки неприятности, найти точную и четкую ошибку не просто. Но, каждый раз в случае отсутствия точной однозначно определенной ошибки есть ощущение, что с самого начала понемногу все шло не так. Я это называю принципом накапливающейся ошибки. Давайте разберемся что это и как с этим работать чтобы не наступать на одни грабли много раз. 

Сложность накапливающейся ошибки в двух моментах: во-первых, ее очень непросто классифицировать и сложно анализировать даже задним числом по факту происшествия, во-вторых, именно эта ошибка, на моей практике самая частая среди любителей горнолыжного катания как на трассе так и вне трасс. А, как известно, вне трасс цена любой ошибки существенно повышается и незначительное отклонение от запланированного поведения может привести к существенным "приключениям". Именно поэтому я считаю, что понимание и умение работать с накапливающейся ошибкой в катании есть очень важный опыт и навык. Давайте рассмотрим совершенно стандартную ситуацию которая часто-часто возникает при групповом катании и проанализируем ее по принципу "обратного хода". Ситуацию беру вымышленную просто для примера и ее конкретное содержание нам не важно и суть вопроса от содержания ситуации не меняется. Все совпадения случайны.

Мы катались и...

Отличная погода, хороший снег, ноги сами бегут кататься и хочется сделать как можно больше спусков не теряя ни секунды катания. Как назло, в группе нет единого ритма и по-одному участники то тут, то там притормаживают по разным причинам. Итак, вот мы и забрались на вершину, гид дает последние наставления по линии спуска, безопасным зонам, местам сбора и порядку движения, но склон, не смотря на предварительны й просмотр кажется непонятным и незнакомым и вызывает тревогу. Проверка состояния готовности, перекличка, три, два, один - первый пошел. Вау. Поу-поу. Вот он истинный кайф. Вот ради чего стоит жить. Еду. Первый перегиб, снег в лицо, второй, небольшой дроп который приметил еще снизу, приземление, снег в лицо, ноги забились. Далее по плану должен быть второй дроп, не могу его найти, пролетаю мимо и уже не понимаю где он, но и не важно потому, что все равно каааааййфффф. ВАУ!!!! Блин, кажется я пропустил место промежуточной остановки с которого видно начало спуска. Это плохо потому как гид сказал что это важно. Ладно, впереди еще одна интересная кочка на которой я хотел прыгнуть. Черт, не понимаю где кочка и не совсем понимаю где я: все деревья одинаковые... Но снег такой кайфовый и я продолжаю ехать. Ноги умерли, ехать нет сил, кайф. Остановка. Не понимаю где группа, где гид, где я... В рацию никто не отвечает. Рация не работает - в рюкзаке выпал разъем тангеты. Включил. В рации тревожные крики коллег: "где ты?". Пытаюсь сориентироваться. Понимаю, что поехал не туда, куда дальше не понимаю.  Выслушиваю наставления гида, спускаюсь по его инструкции ниже, жду группу. Слава богу меня подобрали. Я поехал не туда со старта и отклонился от маршрута. Слава богу все хорошо.

Традиционно все хорошо кончилось только потому, что опытный гид привел группу в точку старта из которой не было шансов накосячить так, чтобы последствия были бы уже сложно поправимы. В этом и есть сила опытного гида - смотреть в будущее и прорабатывать все возможные варианты развития событий. Но, чтобы ситуация не повторилась надо разобраться что мы сделали не так и в чем ошибка. 

катание на Чегете

Где ошибка? 

Что в сложившейся ситуации есть ошибка которая привела к тому, что  участник группы уехал не туда? Что стало ключевым моментом ошибки:
- Участник не услышал гида потому, что был очень обеспокоен планированием спуска и ориентацией на склоне и поправлением инвентаря и в итоге был вынужден ехать "куда глаза глядят".
- По ходу движения выяснилось, что рация не работает потому, что она не до конца правильно настроена и он не смог услышать гида и других участников группы. 
- Другие участники до начала спуска были очень увлечены изучением рельефа и линии спуска потому как не очень хорошо сориентировались на местности и не проверили связь.
- По ходу спуска участники группы увлеклись катанием и не следили за спусками других участников группы и в итоге участник уехал не туда.

Можно ли считать каждую ошибку критичной? Скорее нет. Каждая ошибка не в состоянии привести к тому итогу который получился, но в сумме они дали тот результат который дали. В итоге одной единой и точной ошибки нет. Конечно, можно в данном ЧП сделать поверхностный вывод: сам виноват - и проведя воспитательную работу с применением телесных наказаний спокойно кататься дальше, но это не наш метод и нам таки надо разобраться в вопросе и найти ключевую ошибку.

Череда обстоятельств.

На самом деле, в данном случае, конкретной ошибки нет. Ошибка сложилась из множества мелких разрозненных факторов и в сумме стала достаточной для формирования ЧП. Это и есть накапливающая ошибка. Все складывалось в "копилку" обстоятельств" еще задолго до начала катания: 

- Ненастроеный и неподогнанный инвентарь привел к тому, что участнику пришлось на него отвлечся и пропустить установку на спуск гида.
- Рация была ненадежна и в нужный момент, традиционно, не сработала.
- Участники недостаточно хорошо просмотрели склон и были вынуждены больше времени и внимания уделять трассе перед спуском и в итоге внимания следить за текущей ситуацией не хватило.
- Недостаточно уверенное ориентирование на рельефе и увлеченность спуском привело к потере визуальной связи.

Каждый шаг, сам по себе, не страшный и не ключевой, но все вместе привело к потери группой участника. Так же, если выкинуть хоть один компонент из списка то итоговые последствия могли быть совершенно другими и намного более позитивными: не выключись рация и можно было бы скорректировать спуск, не потеряй визуальный контакт и можно было бы дать сигнал, внимательнее просмотри трассу перед спуском и хватило бы ориентации чтобы приехать в точку сбора, послушай внимательнее гида и все было бы как планировалось - любая ошибка сама по-себе безопасна и безобидна, но все вместе они привели к потере группой участника.

Итого.

Суть накапливающейся ошибки в том, что при катании все "безобидные" мелочи сложившись воедино становятся серьезной опасностью. На каждом этапе и шаге в катании начиная с подготовки инвентаря и заканчивая подведением итогов и выводов по итогам спуска и дня катания надо быть очень собранным, внимательным и ответственным. Любая мелочь, даже если она и кажется полной ерундой, в реальном катании может усилиться другой мелочью и стать реальной проблемой. Это и есть накопительная ошибка. И страшна она тем, что она не очевидна и состоит из малосущественных частей на которые мы не обращаем внимание считая их несущественными. В примере, все закончилось хорошо и просто, но это только пример. В реальной жизни все бывает не так позитивно и просто. 

безопасность