Для окончательного понимания процесса судейства осталось разобраться только с самой технологией начисления баллов и тогда совсем многое станет понятно. Как же оно делается и на что влияет? Давайте разберемся и поймем и будем осознанно смотреть чемпионат по фрирайду.

До начала соревнований судьи должны принять положение о стартовых очках. Они определяются в зависимости от достаточно большого количества параметров: сложность трассы, количество участников, погода, видимость, состояние снега... Судьи должны принять единогласно с какого количества баллов они начинают оценку. То есть, сколько очков начисляется на счет каждого райдера при старте. Обычно это 50 баллов. Так же определяются размеры премирования за разные элементы. Например, на трассе на которой много хороших доропов премирование дропов может быть уменьшено потому, что они доступны, это решают судьи и такие решения объявляются на собрании райдеров перед просмотром трассы.

Стартующий райдер сразу имеет 50 баллов. Далее к этому числу прибавляются бонусные баллы и минусуются штрафы. В результате на финише и получается некоторое результативное число баллов по которому и определяются места. Делается это для того, чтобы не уходить в минус и не упираться в ноль при начислении штрафов. А такое вполне может быть. Такая система позволяет не накладывать на судей ограничений по оценке и не путать результаты минусовыми значениями. 

По ходу соревнований судьи в протоколы заносят общий результативный балл и делают оценку по каждому критерию оценки с комментариями о проезде. Судья должен указать основные подвиги райдера и где они произошли.

На оценку каждого заезда у судей ровно минута. Не больше. Разговаривать при оценке нельзя. Даже не только разговаривать, а выражать эмоции тоже запрещено.

Бинокли в которые смотрят судьи все одинаковые. Место судейской палатки определяется заранее, объявляется райдерам и не меняется до конца соревнований. Каждый райдер может придти на место палатки и посмотреть на трассу "глазами судьи" и определить критические места оценки - места которые судья не видит или видит в определенном ракурсе. Зная особенности "судейского взгляда" на трассу райдер может спланировать программу выступления определенным образом так, чтобы получить некоторые преимущества. Это не запрещено и есть райдеры которые этим пользуются.

Судьи могут судить только за то, что они видели лично. То что как им могло показаться произошло за камнями или деревьями к судейству не допускается. За этим всем следит старший судья.