Эволюция лыжной индустрии.

Мне частенько на фоне моих тестов и обзоров приходят провокационные вопросы типа: "как же так, вот вы писали что лыжи хорошие, а теперь пишите, что не хорошие, как же это понимать, почему так?". Частенько находятся люди которые видят подвохи в том, что были хорошие - стали не хорошие. Сегодня суббота и я хочу неформально порассуждать над тем как такое получается на примере своего видения эволюции лыж бренда DPS.

Горнолыжная индустрия развивается в некотором едином векторе который получается после сложения векторов развития всех компаний индустрии. Почему я решил определить динамику индустрии по бренду DPS? Исключительно без всякого на то скрытого смысла, а просто потому, что именно его эволюция кажется лично мне наиболее яркой и характерной.

С лыжами DPS я впервые познакомился на тестах в Шамони году эдак в 2010. То есть, лет семь назад. Но, дело даже не в давности, а в том, что это было за время. Вроде как прошло всего семь лет, но за эти годы лыжный мир сильно изменился. В 2010 году не было никакого кризиса и были относительно сытые и богатые времена. Как положено для таких времен народ был склонен к решению имиджевых вопросов и эффективность лыж стояла далеко не на первом месте. Каждый лыжник понимал вопрос примерно так: не понравится поменяю. Со своей стороны производители не стремились экономить и делали лыжи нормально кладя в них все что положено по рецепту. В итоге, попавшиеся мне на тестах DPS меня порадовали. На тот момент они реально были интересными. Сам я тогда катался на обрубках длиной 165 см от Саломона потому как в те времена понятие лыж для фрирайда только формировалось и длинные лыжи были диковиной. Они меня полностью устраивали и тестировал я просто из личного интереса. Вот в 2010 году на фоне 165-тых твин-типов DPS-ы и выглядели очень интересными лыжами для катания в Шамони. Меня порадовала проходимость и управляемость, динамичность и работа с неоднородным снегом.

Время шло. Производители не стояли на месте. Все компании активно что-то придумывали и делали. Появились направленные Аннексы от К2 которые отлично работали на стабильность. Куплены были незамедлительно. Появились новые по концептам лыжи от Саломона. Появились Армады и прочие интересные лыжи. DPS стояли на месте выпячивая свои Спуны полагая, что мир рано или поздно перед ними падет. Но мир никак не падал. Мир упал в другом месте - в экономике. Пришел кризис и потребитель начал думать о рабочих качествах лыж, о универсальности, о стойкости к повреждениям и ремонтопригодности, о соотношении цена/качество. И тут и так не очень сильные позиции DPS пошатнулись. При их то цене.

Далее компания начала выруливать из кризиса. Самым ярким шагом явилось прошлогоднее появление серии Foundation в которой произошло снижение цены за счет перемещения производства в Китай. Лыжи стали немного дешевле. Но и немного хуже. Соотношение цена/качества осталось неизменным. Далее компания расширила линейку добавив в нее модели с "облегченным" составом. Но, надо понимать, что состав можно облегчать или применяя новые технологии или убирая из состава некоторые материалы. Технологий новых не придумывалось в последнее время, следовательно - что-то не доложили. В итоге, в борьбе за рынок, я могу отметить, что DPS пошло по скользкому пути упрощения лыж и потеряла и так не героические показатели эффективности лыж. Они и так были хороши по состоянию дел на 2010 года и время не стояло на месте, а теперь их еще и упростили.

К чему я все это? К тому, что на примере пути компании DPS проделанному по рынку за последние годы лет можно четко увидеть, как некогда неплохое может превратиться в совершенно посредственное и никакое. Не бывает так, что без изменений в конструкции и без доработок хорошие лыжи продолжают быть хорошими относительно конкурентов долгие годы. Оценивать лыжи надо только относительно всей индустрии которая не стоит на месте. Движется все и меняется все. И нам, лыжникам, тоже надо меняться вместе с индустрией. Менять свои стандарты оценок, свои ожидания от лыж, свои приоритеты в катании, свои рамки понимания катания. Нельзя стоят на месте в бурно текущей реке.

А лыжи DPS мне немного каждый раз на тестах жаль. Мне они реально были симпатичны и интересны и я хотел чтобы они выстрелили. Лично мне нравятся небольшие драфтовые компании которые пытаются оторвать дольку рынка у брендовых монстров индустрии. Именно такие компании и двигают индустрию. Именно они формируют тренды и находят новые интересные решения.

Самый главный тренд последних лет горнолыжной индустрии - сокращение. И сокращают все: количество материалов в лыжах, персонал занимающийся разработкой, маркетинговые бюджеты. И в итоге получаем то, что получаем: отсутствие интересных новинок, ослабление брендов, сокращение интересных мероприятий - интересное становится обыденным и вчерашним.