Наверное, многим понятно, что горные лыжи это технический вид спорта и техника катания в нем занимает, ну совсем, не последнее место. К тому же, не секрет, что техника катания делится на разные виды и тыпы поворотов, дисциплины, направления. Самоучители по катанию имеют последовательность. Инструктора учат, ну конечно не все, но учат, по строгой последовательной методике. Но, как во всем этом разобраться простому новичку? Как построить свой план на развитие своего катания и не заблудится в нем, что освоить в первую очередь, а что оставить на потом, и чего не стоит делать до достижения определенного уровня? Давайте разберемся. 


Все мы в катании, так или иначе, хотим прогресса или, как минимум, хотим кататься красиво настолько чтобы нашим катанием восхищались и завидовали. А что значит прогресс и что значит красиво? Как надо кататься чтобы катание со стороны было красивым? Технично, атлетично, динамично... Понятно, что красивого катания не будет без владения техникой, техники не будет без должной физ-подготовки. Но только ли физуха и техника являются залогом качественного катания? Нет. Кроме техники и физ-формы есть еще очень важное и непростое понятие - тактика катания. Что это и как она или с ней работать? Давайте разбираться. 


В последнее время все чаще мы сталкиваемся с вопросом касательно разножки и ее вреда при катании на горных лыжах. Для тех кто еще только в начале познания тонкостей горнолыжной техники, поясню, разножка это когда в повороте одна лыжа обгоняет другую и появляется разница между положением носков лыж относительно линии плеч и коленей лыжника. Так вот в чем вред от разножки и есть ли он.


О том, что лыжа в резаном ведении прогибается и скользит на канту по дуге уже давно известно всем. Как и то, что для получения меньшего радиуса поворота нужно получить больший угол закантовки лыжи. То есть, уйти глубже в заклон. Если мы говорим об одной и затяжной короткой дуге то все решается заклоном. А если таких коротких поворотов надо сделать несколько и они должны часто меняться?


Читая или обсуждая технику катания мы говорим, что на входе в поворот происходит или должно происходить смещение вперед и внутрь поворота. А задумывался ли кто-нибудь над тем в какой последовательности смещаться: сначала вперед, а потом внутрь или наоборот или одновременно? А вообще есть ли разница? А давайте подумаем об этом.


То что есть скользящий поворот и карвинг со временем в современном горнолыжном мире более или менее прижилось. Вроде как уже все смирились, что они есть и имеют право на жизнь. Но вот только воспринимаются они как совершенно разные техники никак не связанные между собой. Давайте разберемся есть ли что-то у них общего или нет.


В первых статьях по вопросу физики поворота на горных лыжах: о физике поворота лыжи и о силах которые действуют на лыжника при движении на горных лыжах мы рассказали о том, как и за счет чего поворачивает современная карвинговая лыжа и откуда берутся силы гнущие лыжу для ее поворота. Теперь давайте рассмотрим как наиболее оптимально ставить лыжу на кант чтобы все силы работали на прогиб лыжи для эффективного поворота. Повторимся. Для того чтобы лыжа повернула ее надо согнуть. Согнется она сама если ее поставить набок относительно склона и нажать на середину. Нажать на середину можно направив на нее центробежную силу которая действует на лыжника при движении по дуге. Центробежная сила при этом рассчитывается по формуле:


В первой статье про физику поворота на горных лыжах я писал о том, как современная лыжа поворачивает за счет изгиба вызванного давлением на лыжу определенных сил. Все было вроде понятно, но не понятно было одно - где брать эти самые силы которые давят на лыжу. Вот теперь я расскажу откуда берутся эти силы. Для начала просто рассмотрим все силы которые работают при движении на горных лыжах, а уже потом распишу как с ними быть и что с ними делать. Что же, начнем с сил.


Я не очень люблю копаться в вопросах физики и заниматься осмыслением горнолыжной техники на молекулярном уровне состава горных лыж, рисовать вектора сил и рассчитывать давления и усилия которые при этом возникают, но, все же, на своем опыте, могу заметить, что минимальное понимание элементарной физики поворота на горных лыжах иногда помогает для развития техники у начинающих лыжников и лыжниц. Вот объяснение физики поворота на современных горных лыжах.


Изучая анализ техники катания вы сможете встретится с таким понятием как статичное катание. Часто звучит фраза: "Ваше катание статичное". Что же это значит и что в этом плохого? Ну статичное и что? Вполне закономерный вопрос. Давайте разберемся с ним.